14
мая
Среда
19:00
2014
Стоимость билетов:
250-300 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
Айлен Притчин (скрипка)
I отделение

С. Прокофьев (1891-1953) Соната №2 для скрипки и фортепиано ре мажор op.94a
Б. Барток (1881-1945) Рапсодия №1 для скрипки и фортепиано BB94

II отделение

М. Равель (1875-1937) Соната №2 для скрипки и фортепиано соль мажор
Рапсодия «Цыганка»
К. Сен-Санс  (1835-1921) Интродукция и рондо-каприччиозо op.28

Солист – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019)
Айлен Притчин (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Николай Саратовский

О программе концерта

Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953) открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников. Соната для скрипки и фортепиано (соч. 94 bis) Прокофьева обрела свое дополнительное обозначение («bis»), поскольку представляла собой транскрипцию Сонаты для флейты и фортепиано, созданной в годы войны. Первое исполнение сочинения Николаем Харьковским и Святославом Рихтером состоялось в декабре 1943 года. Выдающийся скрипач Давид Ойстрах, услышав флейтовую cонату, предложил композитору сделать ее скрипичную версию. «Это оказалось нетрудной работой, – писал Прокофьев – так как выяснилось, что партия флейты удобно складывается для скрипичной техники. Количество изменений в партии флейты было минимальное, и они коснулись, главным образом, штрихов. Фортепианная партия осталась неизменной». Уже в июне 1944 года Ойстрах исполнил Сонату вместе c Львом Обориным, и с тех пор произведение получило известность именно как скрипичное. В Сонате отчетливо проявляются характерные черты стиля Прокофьева этих лет; он создает монументальное четырехчастное полотно, объясняя это следующим образом: «Музыку надо сочинять большую, где замысел и техническое выполнение соответствовали бы размаху эпохи». Не случайно композитор одновременно с Сонатой работал над оперой «Война и мир». В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), и затем оно предстает в третьей части (Andante), контрастом по отношению к ним обеим возникает вторая часть (Скерцо), наполненная характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение.

Бела Барток (1881-1945) относится к числу самых известных венгерских композиторов ХХ века, авторов ярких, новаторских сочинений. Не меньшую славу уже при жизни ему принесли работы в области фольклора, поскольку многие годы Барток посвятил собиранию, исследованию и обработке венгерских народных песен. Фольклор стал для композитора основой музыкальных сочинений разных жанров, среди которых — струнные квартеты, концерты, опера «Замок герцога Синяя Борода», обширный фортепианный педагогический репертуар. Большое внимание в своем творчестве Барток уделял сочинениям для скрипки, стремясь и здесь претворить фольклорный элемент. Особенно поразительны две его Рапсодии для скрипки с оркестром, первая из которых создавалась в 1928-1929 годах. Возможность свободного фантазирования на темы народных песен, имитация приемов игры народных скрипачей, соединение разнохарактерных эпизодов позволили автору создать яркое концертное сочинение — одновременно виртуозное и вдохновенное.

Французский композитор, пианист и дирижер Морис Равель, продолжатель традиций импрессионизма, привнес в свое искусство яркую испанскую тему. В его творчестве представлены сочинения различных жанров: «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» для оркестра(1928), опера «Испанский час» (1907) и многие другие. Большая роль в музыке Равеля отведена многообразным танцевальным, моторным ритмам. В Сонате для скрипки и фортепиано, созданной в 1917 году, преобладают светлые, пасторальные тона. Композитор предстает здесь как мастер лирического повествования (первая часть), элегантного танца (вторая часть обозначена композитором как «Блюз», здесь важен эдемент импровизационности, имитации гитарного звучания), активной моторики (третья часть – «вечное движение», построенное на безостановочном движении шестнадцатыми нотами). Свою Сонату Равель посвящает Элен Журдан-Моранж, французской скрипачке, исполнительнице сочинения.

Творческие открытия Мориса Равеля затронули все сферы музыкального языка. В своих сочинениях – операх, балетах, инструментальных опусах — он предстает как яркий новатор в области мелодики, гармонии, метроритма, инструментовки. Всеми оттенками национального колорита отличаются сочинения, посвященные сюжетам из жизни разных народов, в которых композитор всегда умеет сохранить подлинный фольклорных дух и круг образов. Среди таких сочинений - концертная фантазия «Цыганка» для скрипки и фортепиано (1924), которую не случайно называют рапсодией. Характерные для данного жанра свобода, импровизационный стиль, чередование разнохарактерных эпизодов, основанных на народно-песенном материале, в полной мере предстают в «Цыганке». Свое сочинение композитор посвятил скрипачке Иелли д'Арань, которая была его первой исполнительницей.

Наиболее яркой областью творчества известного французского композитора, пианиста, органиста, дирижера Камиля Сен-Санса (1835–1921), пользовавшегося большой популярностью у современников, дважды приезжавшего в Россию (в 1875 и 1887 годах), была инструментальная музыка. Удивительная образность, картинность, блестящая виртуозность, тонкий юмор отличают многие сочинения композитора, в том числе самое исполняемое — Интродукцию и Рондо-каприччиозо для солирующей скрипки и оркестра, написанное в 1863 году. Открывая произведение медленной Интродукцией (Andante), композитор далее переводит музыкальное действие в сферу необыкновенно яркого, «капризного рондо» (Allegro ma non troppо), рисующего образ безудержного, искрометного веселья. Партия солирующей скрипки с ее виртуозными пассажами импровизационного характера, чуткое, прозрачное оркестровое сопровождение, открытость каждого музыкального эпизода – все это способствует созданию свободной, «полетной» формы, характерной для истинно концертной пьесы.

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин