05
апреля
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

К.Ф.Э.Бах (1714-1788). Соната для флейты и фортепиано соль мажор «Гамбургская»
К. Кеннан (1913-2003). "Ночной монолог" для флейты и фортепиано
Ф. Мартен (1890-1974). Баллада для флейты и фортепиано
С. Эспаса (р. 1957). "Argos"для флейты соло
Э. Бёртон (1913-1979). Сонатина для флейты и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Диляра Тазиева (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Алина Федосеева
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ф. Шопен (1786-1826). Полонез-фантазия ля-бемоль мажор ор.61
 И.Падеревский (1860-1941). Менуэт, Сарабанда и Каприс из цикла «Концертные юморески» ор.14
 И.Брамс (1833-1897). Фантазии для фортепиано
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Денисенко (фортепиано)

IN ENGLISH

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

О программе концерта

Второй из пяти сыновей великого И.-С. Баха Карл Филипп Эмануэль (его называли «берлинский» или «гамбургский» Бах, поскольку долгие годы он работал в этих городах) известен в истории музыки как один из основоположников нового стиля — классицизма. Искусство К. Ф. Э. Баха оказало влияние на творчество Гайдна и Бетховена, который выражал гению Баха «искреннее восхищение и уважение». Соната Соль мажор для флейты (WQ 133) была написана композитором в 1786 году; она представляет собой сравнительно редкий образец двухчастной композиции, где части, соединяясь небольшой медленной связкой, исполняются без перерыва. В результате рождается развернутая пьеса, где первая часть (Allegretto) близка по характеру галантному менуэту, а вторая (Rondo. Presto) представляет собой динамичное Рондо. Флейта превалирует на протяжении всей Сонаты, отводя клавиру лишь роль поддержки виртуозной, изобретательной партии сольного инструмента.
Кент Уилер Кеннан— популярный американский музыкальный педагог и композитор. Активная творческая деятельность музыканта продолжалась до середины 1950-х годов, когда им был написан ряд известных вокальных, оркестровых, камерно-инструментальных сочинений, в том числе— Соната для трубы и фортепиано и пьеса «Ночной монолог». Позднее Кеннан целиком сосредоточился на преподавательской деятельности, лишь иногда создавая транскрипции и переложения. «Ночной монолог» для солирующей флейты, фортепиано и струнных был написан композитором в 1936 году, когда Кеннан обучался в Американской академии в Риме. Элегичная, выдержанная по характеру, пьеса словно наполнена выразительными звуками ночи, рождая ощущение скрытого лирического признания.
Франк Мартен – известный швейцарский композитор, автор ряда сочинений, среди которых выделяются его оперы (в том числе «Буря» по Шекспиру), оратории, баллады для различных инструментов, симфонические опусы, где мастерски синтезированы додекафония и классическая тональная система. Жанр баллады не раз возникает в творчестве композитора; им написана целая серия сочинений для солирующего инструмента с фортепиано — баллады для виолончели, альта, тромбона, саксофона и др. Баллада для флейты и фортепиано, созданная в 1939 году, отражает особенности мышления композитора, творчески соединяющего закономерности тональной и атональной музыки. Свобода балладного высказывания, отсутствие четких композиционных установок создавали условия для осуществления творческого замысла. В Балладе для флейты и фортепиано противопоставлены две образные сферы, характерные для жанра в целом: здесь обозначена пасторальная лирика и импульсивная динамика. Столкновение их на протяжении всего сочинения идет по нарастающей в рамках сложной семичастной музыкальной композиции, достигая апогея в ее завершении.
Флейтист, композитор и дирижер Сальвадор Эспаса достойно представляет плеяду современных испанских музыкантов, соединяющих в своем творчестве традиционную народную культуру, европейские традиции, новаторский музыкальный язык. Эти черты очевидны в одном из самых известных сочинений композитора — пьесе для флейты соло «Argos» (1999).Герой древнегреческой мифологии Аргос (Аргус), стоглазый великан, стал символом неусыпного стража. По преданию, он задушил чудовищного быка, а также змею Ехидну, совершил ряд других подвигов. Гермес отрубил ему голову, предварительно усыпив игрой на волшебной флейте, а после смерти Аргоса его глазами был разукрашен хвост павлина. Эта череда мифических событий нашла лишь частичное отражение во флейтовой пьесе С. Эспасы, которая представляет собой яркое концертное сочинение, насыщенное современными виртуозно-техническими приемами.
Элдин Бёртон был известным американским пианистом, пробовавшим себя также и на композиторском поприще. Среди созданных опусов наибольшую известность приобрела написанная им в 1947 году Сонатина для флейты и фортепиано, посвященная первому исполнителю, флейтисту Самюэлю Барону. Композитор создает сочинение в традиционном романтическом ключе, подчеркивая лирическое танцевальное начало в первой части (Allegretto grazioso), возвышенную мечтательность во второй (Andantino Sognando) и утверждая яркое, зажигательное движение испанского фанданго в третьей (Allegro giocoso, quasi fandango).
В поразительном по богатству жанров, многозначности образов, красоте и одухотворенности фортепианном наследии Фредерика Шопена были обозначены многие пути, по которым в дальнейшем развивалась европейская музыкальная культура. Но всегда ведущей в сочинениях композитора оставалась тема его Родины; польские элементы неизменно проникали в разные сочинения Шопена, преломляя мелодии и ритмы национального искусства. Поэтому столь часто композитор обращался к жанру полонеза (польского танца-шествия), представляя его то как блестящую концертную пьесу, то как сдержанный монолог. Особую известность приобрел Полонез-фантазия ор. 61 (1846), в котором важную роль играет фантазийное начало, не раз возникающее в сочинениях композитора (Фантазия ор. 49, Экспромт-фантазия ор. 66 и другие произведения). К тому же многое в Полонезе-фантазии, ставшем последним сочинением Шопена в жанре полонеза, роднит его с балладами: вступление, словно вводящее в последующий лирико-драматический раздел, затем постепенное усиление патетического звучания и, наконец, героическое ликование в завершении произведения. Выдающийся пианист Г. Г. Нейгауз, говоря о шопеновских сочинениях, в которых «звучат радость, ликование, благородная человеческая гордость, высокое человеческое достоинство», на первое место ставит Полонез-фантазию: «Я не знаю ничего более подымающего дух, чем весь конец Полонеза-фантазии».
Игнаций Ян Падеревский вошел в историю Польши, с одной стороны, как яркий концертирующий пианист и композитор, с другой же — как государственный и общественный деятель, дипломат. Он был учеником профессора Петербургской консерватории Т. Лешетицкого в годы его работы в Вене, позднее не раз выступал в России. Фортепианный цикл «Концертные юморески» был написан композитором в 1887-88 годах и включает шесть разнохарактерных виртуозных пьес, где каждая словно подшучивает над своим прообразом, раскрывая его комические стороны. Цикл состоит из двух тетрадей, первая названа «В античном стиле» и включает три первые пьесы, вошедшие в программу концерта, — Менуэт, Сарабанда и Каприс (в духе Скарлатти). Они демонстрируют блистательность дарования Падеревского, сумевшего по-новому трактовать привычные формы.
Фортепианная музыка, богатая по жанровому и образному содержанию, занимает большое место в творчестве Иоганнеса Брамса. Уже на склоне лет, создавая свои последние сочинения, композитор словно мысленно обратился в прошлое, воскрешая облики давно ушедших друзей, среди которых — Роберт Шуман. «Фантазии» ор. 116, написанные Брамсом в 1891–1892 годах, будто заново открывают «карнавальные» черты из прошлого, интонационно перекликаясь со знаменитыми пьесами старшего друга. Цикл «Фантазии» включает 7 пьес3 каприччио («капризы») и 4 интермеццо (данный жанр стал наиболее характерным для Брамса в последний период творчества). Если раньше интермеццо у композитора использовались по прямому назначению, как пьесы, соединяющие основные каприччио, то теперь интермеццо становятся независимыми художественными пьесами, свободными по образному строю и структуре. Поэтому цикл «Фантазии» строится не на последовательном чередовании каприччио и интермеццо, а в особой их группировке. Каприччио  динамично обрамляют цикл и вторгаются в качестве третьей пьесы, утверждая страстные, патетичные образы. Интермеццо же становятся островками лирического отдохновения, раскрывая столь характерные для Брамса образы сдержанной мужской лирики.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин