СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН
ссылка активна
П. Санкан (1916-2008)
Сонатина для флейты и фортепиано (1946)
Анна Щулькина (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Александр Кашпурин
К. Шимановский (1882-1937)
Ноктюрн и Тарантелла для скрипки и фортепиано ор.28
Марина Шиганова (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Даниил Умнов
В. Лютославский (1913-1994)
«Танцевальные прелюдии» для кларнета и фортепиано (1954)
Даниил Сердюков (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Даниил Умнов
С. Рахманинов (1873-1943)
Прелюдия ми-бемоль мажор ор.23 №6
Прелюдия до минор ор.23 №7
Этюд-картина фа-диез минор op.39 №3
Даниил Умнов (фортепиано)
Д. Шостакович (1906-1975)
Соната для виолончели и фортепиано ре минор op.40
I. Allegro non troppo – II. Allegro
Михаил Гранов (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Александр Кашпурин
Ф. Шопен (1810-1849). 12 этюдов op. 25
№1 Ля-бемоль мажор
№5 Ми минор
№10 Си минор
Александр Кашпурин (фортепиано)
О программе концерта
Современный французский пианист, композитор и педагог Пьер Санкан известен, в первую очередь, как выдающийся ансамблист, выступавший со многими крупнейшими европейскими исполнителями. Собственные сочинения П. Санкана связаны с разными жанрами (он написал оперу, балеты, камерные и концертные произведения), но наибольшую известность получила его трехчастная Сонатина для флейты и фортепиано (I. Moderato. II. Andante еspressivo. III. Anime), в которой композитор развивает традиции национальных камерно-музыкальных сочинений. Каждая из частей Сонаты построена как выразительная, по-французски изящная пьеса, открывающая перед исполнителями возможность передать все оттенки человеческих эмоций.
Известный польский композитор ХХ века Кароль Шимановский родился в Тимошовке (бывшей Херсонской губернии в России) в образованной, интеллигентной семье. Его отец и брат были пианистами, сестра – певицей, художницей и поэтессой. Музыкальное образование К. Шимановский получает в Елизаветграде в школе своего дяди Густава Нейгауза (отца выдающегося советского пианиста Генриха Нейгауза), позднее – в Варшавской консерватории. В творчестве К. Шимановского тесно сплелись польские, украинские, русские национальные корни, обогащенные мощным влиянием европейских традиций, в том числе – импрессионизма и конструктивизма. Диптих Ноктюрн и Тарантелла для скрипки и фортепиано композитор создает в 1915 году, демонстрируя владение приемами современного музыкального письма и отказываясь от традиционной трактовки обеих программных пьес. Ноктюрн, начинаясь как лирическая картина ночи, очень скоро дополняется чертами скерцо, контрастирующими с драматическими эпизодами. Тарантелла, возникающая непосредственно вслед за первой пьесой, приобретает образ стремительной дьявольской пляски. Сочинение К. Шимановский посвятил своему другу Августу Иваньскому.
Витольд Лютославский – известный польский композитор и дирижер, представитель авангардизма, выпускник Варшавской консерватории (по классу фортепиано в 1936 году, по классу композиции – в 1937), сформировавшийся под влиянием идей К. Шимановского, М. Равеля, И.Ф. Стравинского, автор многих симфонических, камерно-инструментальных и вокальных сочинений. «Танцевальные прелюдии» для кларнета и фортепиано композитор создает в 1954 году, через несколько лет сделав их обработку для ансамбля из 9 инструментов. Композитор вводит в сочинение необычный подзаголовок, обозначив его как «прощание с фольклором», поскольку никогда больше он не возвращался к народной музыке. Композитор вспоминал о работе над сочинениями, которые начал создавать по предложению одного из известных музыкантов: «Тадеуш Охлевский обратился ко мне в пятидесятые годы с предложением написать цикл легких пьес на народные темы для скрипки и фортепиано для школ I ступени. И я начал их писать. Только вот эта самая скрипка у меня как-то не выходила, хоть я и сам играл когда-то на скрипке, причем довольно долго. Из-за этого я решил написать эти пьесы для кларнета. Они оказались хорошими для молодых кларнетистов, но довольно трудными для аккомпаниаторов». Так возникли Танцевальные прелюдии для кларнета и фортепиано. В пяти небольших произведениях В. Лютославский предстает как замечательный мастер миниатюры. Пьесы очень колористичны и контрастны по настроению.
Жанр прелюдии представлен в творчестве С.В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и несколькими отдельными сочинениями. Композитор во многом переосмысливает данный жанр, и многие его творения — уже не миниатюры, они по масштабам приближаются к развернутым музыкальным пьесам.
В основе прелюдий обозначено, как правило, одно душевное состояние, постепенно раскрываемое и детализируемое во всех оттенках. Одна из самых поэтичных в цикле Прелюдия Es-dur образно связана с лирическими эпизодами Фортепианного концерта № 2 композитора. Певучая тема Прелюдии и ее сопровождение вырастают из одного мелодического зерна и на протяжении всей пьесы предстают как единое целое. Прелюдия c-moll относится к числу самых активных, энергичных, проникнутых напряженным драматизмом. Музыка пьесы отличается страстной взволнованностью, устремленностью к динамической кульминации, в которой отчетливо слышны признаки надвигающейся бури.
Жанр фортепианного этюда в творчестве С. В. Рахманинова перестает быть только виртуозно-технической пьесой; он получает у композитора название «Этюд-картина», где на первый план, как у Ф. Листа и Ф. Шопена, выходит художественный замысел. Композитор объединяет этюды в циклы, в частности, в ор. 39, где каждая из девяти пьес несет в себе высокий художественный смысл, не утрачивая при этом сложнейшей технической задачи. Рахманинов раскрывает в цикле необычайно широкий спектр человеческих переживаний, заставляя по-новому воспринимать характерные образы Родины, ее бесконечных полей, звучание колоколов. Этюд-картина № 3 фа-диез минор, Allegro molto — еще один образ яростной, неистовой стихии, в которой слышны отголоски вагнеровской «Валькирии» и «Шехеразады» Н. А. Римского-Корсакова.
В середине 1930-х годов Д. Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о новом сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи». «Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве композитора. Четырехчастный, близкий к романтическому, цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора.
Многие традиционные жанры предстают под пером Фредерика Шопена в обновленном виде. Эта тенденция затронула и этюд: техническая пьеса преобразилась в сложнейший жанр, в котором определенная исполнительская задача направлена, в первую очередь, на создание художественного образа. Все 27 этюдов Шопена (они составляют две тетради опусов 10 и 25) поэтически возвышенны и разнообразны и в то же время пианистически очень сложны. Этюды, исполняемые в сегодняшнем концерте, входят в опус 25. Этюд № 1 ля бемоль мажор, по словам Р. Шумана, великого современника Шопена, является больше поэмой, чем этюдом. Здесь на протяжении всей пьесы активно развивается выразительная, поющая тема, звучащая на фоне струящихся пассажей. Этюд № 5 ми минор поражает обилием диссонантных созвучий, смелым ладогармоническим решением, многообразной ритмикой. Контрастом энергии крайних частей пьесы выступает средний раздел с его великолепной, мягкой мелодией. В целом этюд создает сложный романтический образ с его бесконечной неуспокоенностью. Этюд № 10 си минор по характеру близок жанру баллады с его страстными порывами, множественностью человеческих переживаний, лирической повествовательностью и резкими звуковыми контрастами.
Профессор З.М. Гусейнова
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин