02
апреля
Среда
19:00
2014
Стоимость билетов:
250-300 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Г. Телеманн (1681-1767) Фантазия №2 для флейты соло ля-минор TWV 40: 3 (переложение для гобоя)
Р. Шуман (1810-1856) Адажио и Аллегро ля-бемоль мажор op. 70 (переложение для гобоя и фортепиано)
А. Паскулли (1842-1924) Концертная фантазия на темы из оперы Г. Доницетти «Фаворитка» для гобоя и фортепиано ор.67
Ф. Пуленк (1899-1963) Соната для гобоя и фортепиано FP185
Э. Бозза (1905-1991) Пасторальная фантазия для гобоя и фортепиано ля-минор, соч. 37

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Василий Белявин (гобой)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

Д. Скарлатти (1685-1757) Соната фа-минор. К.466
Д. Скарлатти (1685-1757). Соната до-мажор К200
Л. Шпор (1784-1859) Фантазия для арфы до-минор ор.35
М. Глинка (1804-1857) Ноктюрн «Разлука»
К. Сальседо (1885-1961) Мираж
Н. Бокса (1789-1856) Концертный этюд №35
М. Гранжани (1891-1975) Рапсодия для арфы соло

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Ионелла Маринуца (арфа)

О программе концерта

Георг Филипп Телеман принадлежит к плеяде крупнейших представителей немецкой музыки эпохи барокко. Крупнейший композитор и исполнитель, он дружески общался с семьей великого И. С. Баха. Многое из написанного Телеманом было известно его выдающемуся современнику и находило у него понимание и поддержку. Телеман был великолепным мастером полифонического письма, одновременно широко использовавшим в музыке гомофонно-гармонические приемы. Его сочинения опирались на темы фольклорных песен и танцев, они демонстрируют интересные приемы программности и звукоизобразительности. Перу Телемана принадлежит более 40 опер, множество кантат и ораторий, более 700 песен, около 170 концертов и ряд других сочинений. Особую популярность у слушателей получили инструментальные произведения Телемана, в том числе его 12 фантазий для флейты соло, созданных в 1733 году. Включенная в программу концерта Фантазия ля минор считается одним из самых выразительных опусов композитора. Четыре ее раздела (Grave - Vivace - Adagio - Allegro), построенные по принципу темпового контраста, не связанные строгими структурными рамками, последовательно раскрывают четыре грани человеческого мироощущения.
Цикл Adagio и Allegro для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано был первоначально написан выдающимся немецким композитором Робертом Шуманом для валторны, но предусматривал введение в качестве солирующего инструмента также виолончель или скрипку. Композитор создает цикл в 1849 году, будучи уже европейски известным музыкантом. Он активней, чем многие его современники утверждает в сочинениях черты романтизма, насыщая их яркими образными чертами, переосмысливая традиционные гармонию, ритм и форму. Adagio в данном цикле – развернутое, многоплановое - излагает основные музыкальные темы-образы, причудливые интонации которых, обогащенные ритмически, продолжают свое развитие в Allegro, пронизывая всю музыкальную ткань сочинения. Дуэт солирующего инструмента и фортепиано, отличающийся темброво и технически при использовании различных инструментов, создает иллюзию бесконечно меняющейся музыкальной картины. В сегодняшнем концерте произведение прозвучит в обработке для гобоя, что придает ему новые звуковые краски.
Итальянского исполнителя и композитора Антонио Паскулли современники называли «Паганини гобоя», отмечая тем самым его блестящую виртуозную технику, художественное мастерство, богатство тембровых нюансов, раскрываемых в рамках звучащего инструмента. Он постоянно обращался к музыке выдающихся итальянских композиторов, создавая разнообразные концертные пьесы на темы В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Россини. Самым исполняемым сочинением остается его Концертная фантазия на темы из оперы Г. Доницетти «Фаворитка» для гобоя с оркестром. Популярнейшая в свое время большая опера Доницетти, повествующая о фаворитке короля Кастилии Альфонса XI, изобилующая сложными сюжетными хитросплетениями, мелодическим богатством и изысканностью, дала Паскулли возможность создать яркое разнохарактерное концертное произведение, где гобой словно олицетворяет образ героини оперы.
Один из самых известных французских композиторов ХХ века, участник творческого союза «Шести», Франсис Пуленк вошел в сердца слушателей как автор многочисленных произведений разных жанров. Начинающий композитор дебютировал в 1917 году на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля, имевшем шумный успех. В дальнейшем он создал различные сочинения, среди которых выделяются моноопера «Человеческий голос», балет «Новобрачные на Эйфелевой башне», многие выразительные камерно-вокальные и хоровые сочинения. Коллега композитора Дариус Мийо писал: «Франсис Пуленк — это сама музыка, я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью».
Среди последних сочинений Пуленка — Соната для гобоя и фортепиано (1962), посвященная памяти С. С. Прокофьева. Композиторов связывали тесные профессиональные и человеческие отношения, в наследии каждого из них можно найти строки, посвященные другу. Мемориальный характер Сонаты определил ее строение. Программная последовательность частей (1. Элегия. 2. Скерцо, 3. Скорбь) предопределила характер звучания: в ней, с одной стороны, отчетливо слышно нарастающее напряжение от мягкой лирики первых тактов к напряженному драматизму финала. Связь с Прокофьевым проявилась и в попытке воссоздания характерных «прокофьевских» образов, возникающих, словно призраки, на страницах Сонаты.
Известный французский композитор, дирижер, педагог Эжен Боцца – воспитанник Парижской консерватории, которую он окончил, получив первые премии по классам скрипки, дирижирования, композиции. Он приобрел известность, благодаря своим операм, балетам, симфоническим произведениям. Наибольшую же популярность ему принесли камерно-инструментальные сочинения, главным образом, для духовых инструментов, в которых Бозза продолжал традиции великих французских композиторов-импрессионистов, в первую очередь, К. Дебюсси: Баллада для бас-кларнета и фортепиано, Соната для гобоя и фортепиано, Сонатина для брасс-квинтета и многое другое. Программная Пасторальная фантазия представляет собой характерный образец французской камерной музыки. Три основных раздела Пасторальной фантазии, где в первом господствует звуковой образ пастушьего наигрыша, второй уводит в сферу философского размышления, третий рождает ощущение танцевальной стихии, в целом создают виртуозное лирическое повествование, где причудливо переплетены картины природы в разных ее проявлениях и образ человека, слившегося с нею.
Итальянский композитор и клавесинист Доменико Скарлатти, творивший в эпоху барокко, в своих сочинениях предвосхитил многие открытия классицизма, заложив образные и структурные основы ряда музыкальных жанров. Большую часть своей жизни он провел в Португалии и Испании, где среди других им была написана основная группа сочинений, принесшая известность композитору — свыше 500 сонат для клавесина. Они были созданы в основном для упражнений королевы Марии Барбары, которой Скарлатти давал уроки игры на фортепиано. Но сонатам было суждено сыграть важную роль в становлении жанра в различных национальных традициях, в том числе и русской. В настоящее время Соната фа минор (ее номер по одному из каталогов, составленному в 1953 году Р. Киркпатриком, — К. 466) и Соната До мажор (К. 200), исполняемые не только в своем основном «клавесинном» виде, но и в переложениях для различных инструментов, обрели статус самых популярных сочинений композитора, отражающих характерные стилевые черты. Из отличает двухчастное строение, где части не контрастны по темпу и характеру, а словно вытекают одна из другой, обнаруживая подчас смелые ладо-гармонические решения.
Один из первых музыкантов-романтиков Людвиг Шпор, немецкий скрипач-виртуоз, дирижер, композитор был известен как автор многих сочинений для разных составов, среди которых выделяются две Фантазии для арфы. Сочинения для этого инструмента окрашены для композитора особыми воспоминаниями – прекрасной арфисткой была его жена. Фантазия до минор – свободная одночастная композиция – во многих своих чертах предвосхищает будущие великолепные творения композиторов XIX века.
Фортепианный ноктюрн «Разлука» («La séparation», как обозначил его автор) был написан М. И. Глинкой в 1839 году и тогда же опубликован. Композитор посвятил его сестре Е. И. Флёри. Глинка, некогда бравший уроки фортепианной игры у знаменитого Джона Фильда, прославившегося своими ноктюрнами, и ощущавший его влияние даже в зрелые годы, создал замечательный образец русской инструментальной лирической миниатюры, близкой по характеру его вокальным элегиям. Эти традиции будут затем продолжены П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым и другими русскими композиторами.
Карлос Сальседо – известный американский арфист и композитор французского происхождения, окончивший Парижскую консерваторию как пианист и арфист. Им сделано очень многое для развития мирового арфового репертуара и арфовой техники, он ввел в практику новые приемы звукоизвлечения (игра ногтями, стук по деке и корпусу и другие), а также сконструировал новый тип арфы, получивший его имя. Сальседо написано много сочинений разных жанров как для солирующей арфы, так и выступающей в ансамбле с другими инструментами. В 1917 году им был создан цикл из Пяти прелюдий для арфы, где каждая из пьес, в том числе и «Мираж», развивает традиции музыкального импрессионизма.
Робер Никола Шарль Бокса — французский арфист, композитор, выпускник Парижской консерватории. Он известен как один из ведущих исполнителей своего времени, выступавший во многих странах Европы, в том числе в 1840 году в России. Композитором создано более 350 произведений, в том числе для арфы, среди которых — два концерта, сонаты и фантазии, многочисленные пьесы. Результатом активной педагогической деятельности музыканта стало создание 100 этюдов, которые по своим художественным и техническим условиям вышли за пределы чисто инструктивных задач и приобрели статус ярких концертных пьес.
Марсель Гранжани — еще один представитель крупнейшей школы французских арфистов, выпускник Парижской консерватории, позднее ставший известным педагогом в учебных заведениях США и Канады. Исследователи называли его имя в ряду первых виртуозов ХХ века, отмечая его импрессионистический исполнительский стиль, виртуозную технику. В своих многочисленных сочинениях для арфы Гранжани продолжал традиции национальной школы, создавая многочисленные концертные пьесы — фантазии. сюиты, поэмы, используя в качестве основы фольклорные мелодии или темы известных композиторов — И. С. Баха, Й. Гайдна, Г. Ф. Генделя.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин