03
августа
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт

Д.Шостакович (1906-1975). Соната для виолончели фортепиано ор.40
Р.Шедрин (р.1932). Кадриль из оперы "Не только любовь" для виолончели и фортепиано
М.Ростропович(1927-2007). "Юмореска" для виолончели и фортепиано ор.5

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Сергей Пономарев (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Денис Шашкаров
II отделение

С.Губайдулина (р.1931). Чакона для фортепиано
С.Прокофьев (1891-1953). Соната №8 для фортепиано Си бемоль мажор ор.84

Исполняет – лауреат международного конкурса
Денис Шашкаров (фортепиано)

IN ENGLISH

Выступление - результат участия солистов
 в конкурсе концертных программ.

О программе концерта

В середине 1930-х годов Д. Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о новом сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
«Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве композитора. Четырехчастный, близкий к романтическому, цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора.
Опера «Не только любовь» была написана Р. К. Щедриным в 1961 году. В основе сочинения — рассказы С. Антонова о жизни колхозного села, поэтому столь велика в музыке роль народной песни в ее традиционном и современном звучании. Хотя композитор определил характер оперы как лирический, очень большую роль в ней играют комические элементы, в числе которых — знаменитая Кадриль. Она составляет основу второй сцены оперы («Колхозная самодеятельность»), и композитор с тонким, добродушным юмором передает звучание деревенского оркестра, играющего подчас нескладно и фальшиво. Позднее был сделан ряд переложений этого номера для различных инструментов, в том числе — для виолончели и фортепиано.
Юмореска — единственное сочинение выдающегося виолончелиста и дирижера М. Л. Ростроповича, написанное им для своего инструмента. Насыщенная моторикой, немыслимо трудная в техническом отношении, рассчитанная на виртуозное исполнения, эта короткая блестящая пьеса очень забавна, она в полной мере отвечает своему названию.
Софию Асгатовну Губайдулину называют одним из крупнейших отечественных композиторов–новаторов второй половины ХХ — начала XXI века, автора многих сочинений в разных жанрах. Направленность творчества композитора ярче всего характеризуют слова из ее кантаты «Ночь в Мемфисе» (1968): «Свершай дела свои на земле по велению своего сердца». Основное внимание композитор уделяет инструментальным жанрам, в первую очередь — фортепианным. Чакона была написана Губайдулиной в 1962 году; она вошла в программу первого авторского концерта молодого музыканта и впоследствии стала одним из самых исполняемых его сочинений. Обратившись к старинному жанру, обретшим некогда популярность в эпоху Барокко и строящимся как полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу (basso ostinato), композитор придает ему возвышенный оттенок. Здесь строгость и скорбность звучания преобладают на протяжении всего масштабного сочинения. Чакона была посвящена известной грузинской пианистке, выпускнице Московской консерватории Марине Мдивани.
Имя С. С. Прокофьева по праву считают одним из первых среди композиторов-новаторов ХХ века, оставившим значительное по масштабам творческое наследие, включающее произведения многих жанров. Фортепианные сочинения для Прокофьева – блестящего пианиста всегда играли ведущую роль, особенно сонаты. Именно в них находили в первую очередь воплощение его поиски в области музыкально-образной выразительности. Соната № 8 Си бемоль мажор (опус 84) была закончена композитором в военном 1944 году, хотя первые наброски сочинения относятся к 1939 году. Святослав Рихтер считал, что Восьмая соната – самая художественно насыщенная из сонат Прокофьева. Пианист отмечал: «Из всех прокофьевских сонат она самая богатая. В ней сложная внутренняя жизнь с глубокими противопоставлениями. Временами она как бы цепенеет, прислушиваясь к неумолимому ходу времени. Соната несколько тяжела для восприятия, но тяжела от богатства — как дерево, отягченное плодами». Строение произведения (две медленные первые части: 1. Andante dolce. 2. Andante sognando и быстрая третья: Vivace) — позволяет говорить о том, что композитор полностью переосмысливает здесь традиционный сонатный цикл. Масштабные, контрастные крайние части разделяются небольшой средней частью, в которой слышны элементы менуэта. Финал становится центром сонаты, в нем получают завершение все образные линии предшествующих частей. Он раскрывает особенности прокофьевского пианизма во всем его виртуозном блеске. В 1946 году за эту сонату (вместе с симфонией № 5) Прокофьев получил свою третью Сталинскую премию.
Проф.З.М.Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин