06
марта
Среда
19:00
2013
Стоимость билетов:
150-200 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

И.С. Бах (1685-1750) Сюита №2 си-минор для флейты с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Петров (флейта)

Ж. Ибер (1890-1962) Камерное концертино для саксофона и 11 инструментов

Солист – лауреат международных конкурсов
Петр Шевченко (саксофон)
II отделение

С. Рахманинов (1873-1943) Концерт №3 для фортепиано с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Юрий Фаворин (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – лауреат международных конкурсов Станислав Кочановский

О программе концерта

Жанр сюитыинструментального произведения, состоящего из самостоятельных, часто танцевальных пьес, широко представлен в творчестве И.С. Баха (1675-1750). Он создавал сюиты на протяжении всей жизни, используя для этого разные инструменты и инструментальные составы. Среди высших достижений композитора в этом жанре — Четыре оркестровые сюиты, включающие в качестве первой части французскую увертюру с дальнейшим последованием блестящих танцевальных пьес. Особую известность получила Вторая сюита си минор для флейты, двух скрипок, альта и баса, написанная в 1738-1739 годах. Она содержит семь частей: 1. Увертюра. 2. Рондо. 3. Сарабанда. 4. Буррэ I и II. 5. Полонез. 6. Менуэт. 7. Скерцо. Композитор традиционно использует в сюите старинные танцы, но также вводит и полонез (танец торжественного шествия), который в те годы только начинал входить в состав инструментальных сочинений. Бах сумел почувствовать его выразительные возможности. Самая известная часть Сюиты — Скерцо (в переводе означающее «Шутка») давно уже обрела самостоятельную жизнь, став одним из самых популярных сочинений композитора.
 
Жак Ибер (1890-1962) принадлежит к числу наиболее известных французских композиторов первой половины ХХ века. В его творчестве тесно сплетаются черты импрессионизма и неоклассицизма, он обладал тончайшей композиторской техникой, позволявшей ему создавать яркие, красочные, стройные по форме, изящные сочинения. Камерное концертино для саксофона и 11 инструментов было написано в 1935 году и посвящено выдающемуся саксофонисту Сигурду Рашеру. Склонность к острой шутке, изящному французскому гротеску, красочности инструментальной палитры проявляется по-своему в каждом из трех разделов Концертино (I.Allegro con moto; II.Largetto; III. Animato molto). Постоянное сопоставление солирующего инструмента и камерного оркестра решено композитором в виде своеобразной игры, музыкального состязания, где каждому дано право показать себя и утвердить свое главенство.
 
Третий концерт для фортепиано с оркестром выдающегося русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943), автора опер, симфоний, фортепианных пьес, романсов и хоровых сочинений, называют среди наиболее значительных сочинений мировой музыкальной культуры. Один из самых блестящих пианистов конца XIX – первой половины XX столетия, Рахманинов сумел придать традиционному жанру инструментального концерта новое направление, отчетливо обозначив в нем национальные черты и превратив его в удивительную по душевной силе и красоте звучания концертную симфонию. Написанный в 1909 году Третий фортепианный концерт обозначил формирование «титанического стиля композитора» (Б.В. Асафьев). Здесь соотношение солирующего инструмента и оркестра решается по-особому. На протяжении всего сочинения утверждается главенство фортепиано: ему поручается исполнение всех основных тем, для него предусмотрены сольные эпизоды импровизационного характера, заставляющие подчас забыть о присутствии оркестра.
Первая часть Allegro ma non tanto открывается изложением темы главной партии. Рахманинов говорил: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»! Я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как ее поют певцы…». Эта «поющаяся» тема определяет особый, песенный облик первой части и влияет на характер последующих частей концерта.
Вторую, медленную часть композитор назвал «Интермеццо». Итальянское слово intermezzo (находящийся посреди, промежуточный) обычно используют для обозначения пьесы, занимающей положение между двумя более важными частями инструментального цикла. В концерте Рахманинова вторая часть действительно становится связующим разделом между крайними частями, но, наполненная особой духовной красотой, она может быть названа одним из самых сокровенных лирических высказываний композитора. Написанное в форме свободных вариаций, Интермеццо раскрывает перед слушателями основную тему то в мягком лирическом облике, то в жанре вальса-фантазии, то в характере гимна.
Третья часть концерта (Finale. Alla breve) переводит действие в иной план: подчеркнутая мужественность, драматизм крайних частей контрастируют со средним разделом, где преобладают настроения таинственности и фантастические звучания. Завершением концерта становится масштабная кода, в которой опять на первый план выступают интонации первой темы концерта, создавая стройное обрамление столь масштабного сочинения.
 
                                                                                       Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Петр Шевченко