03
апреля
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
500-800 RUB
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Р. Шуман (1810-1856).
5 пьес в народном стиле для виолончели и фортепиано ор.102 

Н. Мясковский (1881-1950).
Соната  №2 для виолончели и фортепиано  ор.81
 

II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

С. Рахманинов (1873-1943).
Соната для виолончели и фортепиано соль минор op.19

 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Одинцова

IN ENGLISH

О программе концерта

Произведения для виолончели в творчестве немецкого композитора Роберта Шумана занимают количественно небольшое, но очень важное место. Достаточно упомянуть его знаменитый Концерт для виолончели с оркестром и целый ряд камерно-инструментальных сочинений, где партии виолончели отводится одна из основных ролей. 5 пьес в народном духе для виолончели и фортепиано (ор. 102), написанные композитором в 1849 году и решенные в жанре своеобразной инструментальной сюиты, раскрывают характерные черты романтического искусства Р. Шумана. Он сам определяет настрой пьес, используя народные песенные и танцевальные интонации и воссоздавая черты музицирования на народных инструментах. Первой пьесе композитор предпосылает название, а остальные сопровождает выразительными ремарками: 1. «Vanitas vanitatum» (в переводе с латинского — «Суета сует»), Mit Humor (С юмором). 2. Langsam (Медленно). 3. Nicht schnell, mit viel Ton zu spielen (Не быстро, играть сильным звуком). 4. Nicht zu rasch (Не слишком быстро). 5. Stark und markirt (Сильно и подчеркнуто). Разные по характеру пьесы объединяются композитором интонационно и тонально (первая, третья и пятая части написаны в тональности ля минор) и образуют стройный цикл. Композитор посвятил его первому исполнителю-виолончелисту Андреасу Грабау.
Сонату для виолончели и фортепиано № 2 известный отечественный композитор Николай Яковлевич Мясковский создал в 1949 году. Она стала одним из самых выразительных и проникновенных образцов камерной лирики в наследии композитора. Все современные приемы письма – сложнейшие ладогармонические построения, серийная техника, острая конфликтность – обошли ее стороной; Н. Я. Мясковским намеренно было написано ясное, поэтичное сочинение с выразительными партиями обоих инструментов, гармонично сочетающихся и дополняющих друг друга. Мясковский создавал виолончельную партию, советуясь с молодым еще тогда солистом Мстиславом Ростроповичем – первым исполнителем сочинения, которому оно и было посвящено. Уже после кончины композитора было сделано переложение Сонаты для альта и фортепиано. Песенное начало является господствующим в сочинении, оно начинается в первой части (Allegro moderato), выделяющейся пластичностью тематизма, и пронизывает последующие части. Вторая, лирическая часть (Andante cantabile) построена на материале, близком по характеру русской песенности. Живой, энергичный финал (Allegro con spirito), решенный в форме рондо-сонаты, логично завершает цикл. В 1950 году Соната была удостоена Сталинской премии.
Сонату для виолончели и фортепиано соль минор С. В. Рахманинов завершает в 1901 году, почти одновременно со знаменитым Фортепианным концертом № 2, с которым ее многое связывает. Соната стала практически первым русским сочинением данного жанра, положившим начало его развитию в последующем. В стилевом отношении Соната характерна для молодого Рахманинова. Яркие романтические чувства, взволнованный тон высказывания, певучая мелодика, активное ритмическое движение, убедительный диалог двух инструментов — все это отличает сочинение, делает его интересным для слушателей и исполнителей. В четырехчастном цикле Сонаты первая часть (Lento. Allegro moderato) определяет общий настрой, создавая выразительный тембровый дуэт и многопластовый контраст настроений. Вторая часть (Allegretto scherzando) представлена композитором как романтическое скерцо, в котором органично сочетаются драматические и лирические эпизоды. Третья, сравнительно небольшая часть (Andante) относится к числу самых выразительных лирических пьес, которыми так богато наследие Рахманинова. Простая песенная тема, бесконечно развиваясь и открывая все новые выразительные интонационные изгибы, переходя от одного инструмента к другому, рождает ощущение особого музыкального пространства. Финал (Allegro mosso), продолжая идею «праздничных» ликующих завершений, характерных для русских инструментальных циклов, в виртуозном звучании обобщает настроения предшествующих частей. Композитор посвятил Сонату выдающемуся виртуозу, виолончелисту А.  А. Брандукову (1858–1930), с которым был тесно связан. Еще в 1892 году Брандуков стал участником первого самостоятельного концерта 19-летнего Рахманинова, а позднее вместе с автором и скрипачом Ю. Конюсом представил слушателям его знаменитое Элегическое трио.  
Проф. З. М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин