19
февраля
Среда
19:00
2014
Стоимость билетов:
150 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И. Брамс (1833-1897) Соната для виолончели и фортепиано e-moll, op.38
Р. Шуман (1810-1856) Три романса op.94 для гобоя и фортепиано (переложение для виолончели и фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елена Коптева (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Людмила Набок
II отделение

С. Рахманинов (1873-1943) Музыкальные моменты op.16
С. Прокофьев (1891-1953) Сказки старой бабушки - четыре пьесы для фортепиано, op. 31

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Федор Абаза (фортепиано)

О программе концерта

Соната ми-минор для виолончели и фортепиано op. 38 выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса была написана в 1862–1865 годах. Три ее части (I. Allegro non troppo. II. Allegretto quasi menuetto. III. Allegrо) уже обнаруживают характерные черты произведений композитора: мужественность звучания, сдержанность высказывания, выразительность и пластичность фактуры, тонкое знание природы инструментов. Внешне спокойная первая часть, в которой, однако, временами слышны трагические оттенки, сменяется менуэтом. Придавая данной части черты старинного танца, композитор в действительности создает выразительную лирическую пьесу, подчас приобретающую драматический оттенок. Особенно вдохновенно звучит средняя часть – трио, концентрирующая основные черты выразительной брамсовской мелодики. Энергичный финал становится достойным завершением сложного, многопланового цикла.
Три романса для гобоя и фортепиано оp. 94 были написаны Робертом Шуманом в качестве рождественского подарка его супруге Кларе Шуман в декабре 1849 года. Жанровое определение пьес («романсы») изначально подчеркнуло их лирическую образную сферу, где преобладают элегические настроения и лишь изредка вторгаются драматические нотки. Композитор тонально объединил романсы (крайние пьесы написаны в ля миноре, центральная — в Ля мажоре), словно подчеркивая их единство. В 1853 году произведение было переложено для виолончели (здесь инструмент играет на октаву ниже, чем в партии гобоя), но звучание приобрело более задушевный, почти интимный оттенок.
Первые годы после окончания консерватории выдающийся композитор С. С. Прокофьев много концертировал как пианист в разных странах Европы, Америки, Азии. Выступления в Нью–Йорке осенью 1918 года принесли ему блистательный, хотя и не без скандального оттенка, успех. Рецензенты по-разному оценивали как исполнительскую манеру музыканта, так и его сочинения. В то же время два издательства заказали композитору несколько фортепианных миниатюр. Результатом стало появление цикла для детей «Сказки старой бабушки» из четырех разнохарактерных пьес, которым предшествует поэтичный эпиграф: «Иные воспоминания наполовину стерлись в ее памяти, другие не сотрутся никогда». Композитор много раз будет обращаться к жанрам музыки для детей, всегда чутко улавливая особенности «детского слышания» окружающего мира. Мелодика всех «Сказок старой бабушки» близка русской песенности, а особая «прокофьевская» гармония придает ей разные оттенки, создает богатый звуковой колорит. В «Сказках старой бабушки» соединяются контрастные образы: в № 1 (Moderato) представлены тема «суетливой старушки» и жутковато–фантастическая тема, рисующая чудище; в № 2 (Andantino) поражает ее хрупкость и трогательность; № 3 (Andante assai) словно переносит слушателей в волшебную сказку; в № 4 (Sostenuto) контрастируют протяжная песня и неожиданное скерцо.
Фортепианный цикл «Шесть музыкальных моментов» ор. 16 был написан С.В. Рахманиновым в 1897 году и посвящен композитору, этнографу А.В. Затаевичу, работами которого незадолго до этого Рахманинов заинтересовался. Каждая пьеса цикла представляет собой отдельную новеллу, образуя в то же время некую общность: все нечетные пьесы написаны в медленном темпе, все четные — в быстром. Цикл пронизан к тому же сквозными интонациями, объединяющими пьесы. Музыкальный момент № 1 (Andantino, си бемоль минор) воспринимается как своеобразный «русский ноктюрн», где художник применяет выразительный фактурный прием, сопоставляя двухдольную мелодию и триольный аккомпанемент. В Музыкальном моменте № 2 (Allegretto, ми бемоль минор) отчетливо слышны отзвуки мятежного образа «флорестановского» Р. Шумана. Характер, тематизм, фактурное решение, идущие от великого немецкого романтика, приобретают у Рахманинова общечеловеческие черты. Музыкальный момент № 3 (Andante cantabile, си минор) — драматургический центр цикла, поразительный образец траурно-философского звучания. Разноплановая трактовка фортепиано рождает ощущение многотембровой оркестровой насыщенности: здесь отчетливо слышны то мощные тутти, то сольные речитативы. Контрастом выступает Музыкальный момент № 4 (Presto, ми минор) с его героическими мотивами, дикой, необузданной силой, мощными рахманиновскими фигурациями. Музыкальный момент № 5 (Adagio sostenuto, Ре бемоль мажор) близок по настроению, как и № 1, ноктюрну, однако здесь образ ночи гармонично сливается в едином движении с человеческим началом. В Музыкальном моменте № 6 (Maestoso, До мажор) раскрываются черты, сходные с № 4, приближая обе пьесы по художественному решению к знаменитой Прелюдии до диез минор.

Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Елена Коптева (виолончель)
Федор Абаза