02
ноября
Среда
19:00
2022
Стоимость билетов:
500-700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
скрипачи - лауреаты Всероссийского конкурса
I отделение

П. Чайковский (1840–1893).
«Размышление» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» op.42 №1

Г. Венявский (1835-1880).
Вариации на оригинальную тему ля мажор op.15

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Папушев (скрипка)

П. Чайковский (1840-1893).
«Мелодия» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» op.42 №3

Ф. Крейслер (1875-1962). Речитатив и Скерцо для скрипки соло ор.6

Ф. Ваксман (1906-1967).
«Кармен-фантазия» для скрипки и фортепиано (1946)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
София Яковенко (скрипка)
II отделение

Э. Изаи (1858-1931).
Соната №3 для скрипки соло ре минор «Баллада» op.27/3

Я. Сибелиус (1865-1957).
Ноктюрн из сюиты для оркестра «Пир Валтасара» фа диез минор оp.51

Й. Сук (1874-1935) – Я. Коциан (1883-1950).
6 пьес для фортепиано ор.7. 1. «Песня любви»

Г. Венявский (1835-1850).
Концертный полонез для скрипки и фортепиано №1 ре мажор ор.4

Р. Щедрин (р.1932) – Д. Цыганов.
«В подражание Альбенису» (1961)

Исполняет – победитель Всероссийского музыкального конкурса (2022)
Михаил Усов (скрипка)
Партия фортепиано – дипломант международных конкурсов Ирина Рюмина

IN ENGLISH

О программе концерта

Скрипичные пьесы П.И. Чайковского «Размышление» и «Мелодия» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор.42 № 1 и № 2) создавались летом 1878 года. Написаны они были, вероятно, по просьбе ученика Чайковского по консерватории, скрипача Йозефа Котека. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалась в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания «Размышления», отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора. «Мелодия» – мягкая лирическая миниатюра, построенная на выразительной, бесконечно льющейся мелодии, она передает богатые оттенки возвышенного чувства. Д. Д. Шостакович отмечал: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие»

Творческая деятельность выдающегося польского скрипача, педагога и композитора Генрика Венявского тесно связана с Россией. В 1860–1872 года он работал в Петербурге, был придворным солистом, в 1862-1868 преподавал в Петербургской консерватории. Все композиторское наследие музыканта посвящено скрипке, оно в полной мере позволяет осознавать уровень виртуозности и художественности мышления его автора. Г. Берлиоз писал о Венявском: «Это — дьявольский человек, он часто предпринимает то, что невозможно, и более того — он это выполняет». Блестящие вариации на оригинальную тему, написанные в 1854 году, открываются торжественным вступлением, подготавливающим основную тему, построенную на выразительных интонациях, близких полонезу. Три разнохарактерных вариации завершаются развернутым финалом в ритме вальса со стремительной кодой.
Родные польские напевы стали той благодатной почвой, на которой сформировался круг характерных жанров Венявского. Он писал для скрипки, наряду с крупными сочинениями, мазурки, куявяки и полонезы, превращая традиционные танцы в яркие концертные пьесы. К ним относятся и знаменитые полонезы, в том числе Концертный полонез для скрипки и фортепиано №1 ре мажор, написанный музыкантом в 1852 году и посвященный известному польскому скрипачу К. Липиньскому. Сочинение с блеском исполнялось автором, и очень быстро завоевало признание публики.

Фриц Крейслер — выдающийся австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины ХХ века. Он неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. Крейслер был широко известен и как композитор, автор, в первую очередь, сочинений для скрипки — эффектных, виртуозных, неизменно вызывающих слушательский интерес. Двухчастная композиция для скрипки соло Речитатив и Скерцо-каприс была им написана в 1911 году и посвящена учителю и другу, выдающемуся музыканту Эжену Изаи.

Написанная в 1874 году опера Жоржа Бизе «Кармен» до наших дней остается одним из самых исполняемых сочинений мирового музыкального репертуара. Сильные человеческие характеры, неистовые страсти, увлекательная интрига, блистательная музыка и щедрость выразительных мелодий притягивают взоры музыкантов, создающих на основе оперы многочисленные сюиты, фантазии, аранжировки. К их числу относится американский композитор и дирижер польского происхождения Франц Ваксман, автор Фантазии на темы из оперы, куда введены все основные темы — хабанера и сегидилья Кармен, куплеты Эскамильо и другие яркие мелодии. Свое сочинение Ваксман посвятил выдающемуся скрипачу Яше Хейфицу.

Бельгийского скрипача, дирижера и композитора Эжена Изаи называют одним из самых блистательных виртуозов-композиторов, развивавших традиции романтического исполнительства. Крупнейший виолончелист ХХ века Пабло Казальс (1876–1973) писал, что «имя Эжена Изаи всегда будет для нас означать самый чистый, самый прекрасный идеал артиста». Известность исполнителя и создателя, главным образом, произведений для скрипки сопровождает Изаи на протяжении всей жизни. Среди самых исполняемых его сочинений выделяются Шесть сонат для скрипки соло. Каждую из них композитор посвящает одному из известных скрипачей–современников. Соната № 3 «Баллада» посвящена крупнейшему румынскому виртуозу Джордже Энеску (1881-1955), исполнительский и композиторский стиль которого соединяет традиции народных скрипачей–лаутаров и академическую исполнительскую школу, полученную Энеску в Парижской консерватории. Соната № 3 «Баллада» одночастная и представляет собой масштабную пьесу, написанную в форме свободных разнохарактерных вариаций на сложную, драматичную тему, введение которой подготовлено развернутым вступлением. В Сонате композитор ввел необычный элемент: особое обозначение предписывает повышение звука на четверть тона – прием, характерный для фольклорной манеры игры.

Фортепианная пьеса «В подражание Альбенису» была написана Р.К. Щедриным в 1959 году и посвящена супруге, выдающейся балерине Майе Плисецкой. Яркие, темпераментные образы пьесы во многом предвосхищают будущую «Кармен-сюиту», в которой блистательно выступит Плисецкая. Сочинения испанского композитора Исаака Альбениса (1860-1909), известного концертными фортепианными произведениями, широко использующего, по выражению Щедрина, «золотые россыпи народного искусства» в сочетании с остросовременными композиторскими приемами, привлекли внимание музыканта. Он увидел в них возможность представить уже в новом качестве столь значимые для русской музыки, начиная с М.И. Глинки, образы далекой Испании. Приобретшая огромную популярность пьеса «В подражание Альбенису» существует во множестве переложений, и сегодня она прозвучит в редакции для скрипки и фортепиано, осуществленной известным скрипачем Дмитрием Цыгановым.  

Перу выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса принадлежат семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», четыре легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Произведения композитора разных жанров раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». В 1906 году композитор создал музыку к драме Я. Прокопе «Пир Валтасара», написанной на библейский сюжет о последнем пире вавилонского царя Валтасара, во время которого ему была предсказана гибель. Позднее на основе музыки к спектаклю композитор создал сюиту, в числе номеров которой – прелюдия ко второму действию Ноктюрн. В нем Сибелиус создает выразительную картину, полную драматизма и внутреннего напряжения, словно предсказывающую трагические события.

В 1891–1893 года известный чешский композитор и скрипач Йозеф Сук создает цикл «Шесть пьес для фортепиано», включивший несколько разнохарактерных программных миниатюр. Особую известность получила первая из них «Песня любви» – выразительное лирическое признание, в основе которого лежит нежная мелодия, достигающая порой драматического накала. Пьеса была аранжирована для разных инструментальных составов, наибольшую популярность завоевало переложение для скрипки и фортепиано, выполненное чешским скрипачом и педагогом Ярославом Коцианом, в 1908-1909 гг. работавшем в Петербурге в известном Квартете герцога Мекленбургского (партия первой скрипки).

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин