500-800 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
В.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт для кларнета с оркестром ля мажор KV622
Вазген Юсупов (кларнет)
Р. Штраус (1864-1949).
Концерт для гобоя и малого оркестра ре мажор AV144, TrV 292
Фёдор Освер (гобой)
II отделение
А. Арутюнян (1920-2012).
Концерт для тромбона с оркестром (1991)
Алексей Лобиков (тромбон)
Й. Гайдн (1732-1809).
Концерт №2 для виолончели с оркестром ре мажор HOB VIIB:2
Василий Степанов (виолончель)
Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер лауреат международного конкурса Николай Цинман
О программе концерта
Концерт для кларнета с оркестром ля мажор был одним из последних законченных произведений В. А. Моцарта и самым известным концертом в репертуаре кларнетистов. Композитор создал Концерт в 1791 году для своего друга, известного австрийского исполнителя А. Штадлера. Моцарт сохраняет в сочинении традиционный трехчастный цикл (Allegro-Adagio-Rondo), который часто встречается в его инструментальных концертах. Случайно или нет, но многие страницы Концерта исполнены невыразимой грусти, как будто композитор предвидел свою скорую кончину. Темы, звучащие в каждой из частей, удивительно выразительны и проникновенны: здесь представлено драматическое и лирическое начало, философское раздумье и пейзажность. Особую роль играет вторая, медленная часть, в которой сосредоточен основной образный смысл произведения – нежная лирика, смирение, возвышенность. Заключительное Рондо, подчас несущее у композитора юмористическое начало, здесь основную скерцозную тему (рефрен) чередует с разными по характеру эпизодами, в том числе и драматическими. Композитор отказывается от традиционных развернутых сольных каденций, но дает возможность исполнителю продемонстрировать многообразие ведущего инструмента.
Рихард Штраус – один из выдающихся немецких композиторов и дирижеров конца XIX – первой половины ХХ века, автор многих новаторских произведений. Он создавал сочинения в различных жанрах, среди которых — оперы, балеты, симфонические поэмы, музыка к драматическим спектаклям, хоровые произведения, романсы. В основе его произведений часто лежали известные сочинения Ф. Ницше, Ж.-Б. Мольера, Сервантеса и многих других литераторов и философов. Современники отмечали необычайное новаторство Р. Штрауса в области драматургии, гармонии, оркестровки. Друг композитора, известный французский писатель Р. Роллан писал о нем: «Воля у него героическая, покоряющая, страстная и могучая до величия. Вот чем Рихард Штраус велик, вот в чем он уникум в настоящее время. В нем чувствуется сила, властвующая над людьми. Эти-то героические стороны и делают его преемником какой-то части мыслей Бетховена и Вагнера. Эти-то стороны и делают его одним из поэтов, — быть может, самым крупным современной Германии».
Концерт для гобоя был написан Р. Штраусом в 1945 году, когда композитору был уже 81 год. Создавая Концерт, он, вспоминая войну, отмечал: «Я не выношу трагической атмосферы современности. Я имею право писать ту музыку, какая мне нравится, не правда ли?». Концерт для гобоя и малого оркестра был написан в результате визита к композитору американских военных после войны. Поводом послужила просьба американского солдата Дж. де Ланси, бывшего до войны гобоистом одного из симфонических оркестров, создать для него опус для солирующего инструмента, что композитор и осуществил. В своем сочинении Р. Штраус как бы возвращается к традиционному концертному жанру эпохи Гайдна и Моцарта, создавая мажорное, светлое по характеру и средствам выразительности произведение. В то же время в Концерте очевидно проявляются черты композитора-новатора: сохраняя традиционное последование частей, Р. Штраус выстраивает материал так, что одна часть перетекает в другую без перерыва; в мелодической самостоятельности каждой части просвечивает краткий сквозной мотив, проявляющийся во многих темах; «облегченная» партия малого оркестра не скрывает мастера сложнейшего симфонического письма. Свое сочинение Р. Штраус посвятил его первым исполнителям – Симфоническому оркестру Тонхалле (Цюрих) и дирижеру Андреа Фолькмару.
Арутюнян Александр Григорьевич принадлежит к славной плеяде армянских советских композиторов, творчество которых составило славу и гордость отечественного искусства ХХ века. Соединение глубоких национальных традиций, в частности искусства ашугов, с достижениями русской и европейской музыкальных школ обеспечили создание мастером национально достоверных и выразительных, высоко профессиональных сочинений, исполняемых на концертных площадках всего мира. Концерт для тромбона и симфонического оркестра был создан композитором в 1991 году. Последовательность трех частей сочинения не традиционна: первая решена как Adagio maestoso e andante sostenuto, отличающееся медленным темпом и торжественным характером. Контрастом ей выступает вторая часть (Allegretto), звучащая в ритме, близком тарантелле, но построенная на армянском фольклорном материале. Финал (Allegro) написан в блестящем концертном стиле, он органично завершает сочинение. Здесь солирующий тромбон не воспринимается как инструмент, противопоставляемый оркестру, напротив, его звучание поддерживается группой тромбонов, вторящих и дополняющих звучание основного инструмента. Работая в жанре инструментального концерта и создав целый ряд сочинений для разных инструментов, Арутюнян значительно расширил возможности жанра и солирующих инструментов, что блестяще подтверждает Концерт для тромбона.
Среди многочисленных инструментальных сочинений выдающегося австрийского композитора Йозефа Гайдна особняком стоят два его Концерта для виолончели с оркестром до мажор и ре мажор. Второй из них был написан в 1784 году и по праву считается одним из лучших образцов концертного жанра в наследии композитора. Великолепное инструментальное мышление, знание выразительных возможностей инструментов в их солирующем и ансамблевом вариантах, умение соотнести звучание групп оркестра и представить их в идеальных пропорциях, «игра» инструментальными тембрами – все это ярко проявилось и в виолончельном концерте. Использование трехчастной формы (Allegro moderato – Adagio – Rondo. Allegro) не сковывает фантазии музыканта, в устойчивых рамках концертного цикла ему удается воплотить и драматизм, и сумеречно-лирические настроения, и жанровые сценки.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Академической Капеллы
- Алексеевского дворца
- в Билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
- В интернет-кассе KASSIR.RU
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин