01
ноября
Четверг
19:00
2012
Стоимость билетов:
100 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Самара, ул. Фрунзе, 141
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7(846)207-07-13 +7(846)207-07-14
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

В.А.Моцарт (1756-1791). Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

В.А.Моцарт (1756-1791). Концерт №1 для флейты с оркестром G-dur
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Петров (флейта)

К.Дебюсси (1862-1918). Первая рапсодия

Солист – лауреат международных конкурсов
Данила Ефремов (кларнет)
II отделение

С.Прокофьев (1891-1953). Концерт №2 для фортепиано с оркестром
 

Солистка – лауреат международных конкурсов
Анна Одинцова (фортепиано)

Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии

Дирижер – Народный артист России Михаил Щербаков

IN ENGLISH

О программе концерта

Опера-буффа «Свадьба Фигаро» была написана В.А. Моцартом (1756-1791) на итальянском языке по пьесе французского драматурга П. Бомарше в 1786 году. Моцарта привлекли яркие характеры комедии, динамичность действия, тонкий французский юмор и одновременно – социальный подтекст пьесы. Ему удалось создать новаторскую во всех отношениях оперу, ставшую одной из самых популярных в мире, уже свыше 200 лет входящую в репертуар многих театров. Музыка Моцарта во многом углубила и обогатила образные характеристики героев, придав благородство слуге (Фигаро), усилив лирическую линию Графини, преобразовав даже исключительно комические персонажи (Марцелина).
Оперу, как и произведения Моцарта в целом, очень любил П.И. Чайковский; в одном из писем он отмечает: «Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок». Не случайно он собственноручно сделал перевод либретто оперы на русский язык, и в 1884 году она была издана в переводе Чайковского и с его предисловием.
Увертюра к опере стала одним из самых ярких ее эпизодов. В ней нет тем, которые потом звучали бы в ходе действия, но она прекрасно передает общий характер действия и развитие событий.
Жанр инструментального концерта был широко представлен в творчестве В.А. Моцарта: возможность «состязания» сольного инструмента и оркестра отвечала основным принципам яркого, театрально-зрелищного искусства композитора. В этом жанре он создал свыше 40 сочинений, где, наряду с 27 фортепианными, представлены концерты для скрипки, валторны, кларнета и других оркестровых инструментов. Среди них особое место занимают три концерта для флейты с оркестром, где третий создавался как Концерт для флейты, арфы и оркестра.
Моцарту, наряду с И. Гайдном, сужено было сыграть особую роль в развитии флейты как солирующего инструмента, хотя отношения с этим инструментом складывались не просто. Долгое время Моцарт утверждал, что не любит флейту, считая, что ее интонация не будет точной, что у нее недостаточно возможностей, чтобы раскрыть художественный замысел произведения. Однако, созданные им же сочинения убедительно опровергают подобный взгляд: они при жизни композитора входили в репертуар исполнителей и сохраняют свое значение поныне. Концерт для флейты с оркестром G-dur (К 313) был написан в 1778 году под влиянием известного флейтиста И. Б. Вендлинга, он являет собой замечательный образец блестящего концертного стиля композитора. Традиционная последовательность трех частей (Allegro maestosoAdagio non troppo — Rondeau. Tempo di Menuetto) дает возможность композитору представить разнохарактерные картины, раскрывающие торжественность и лирику, драматические и пейзажные элементы.
В 1909 году Клод Дебюсси (1862–1918) был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение.
Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность данному художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь. В 1911 году композитор создает собственную оркестровку рапсодии, назвав ее Первой рапсодией.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был написан С.С. Прокофьевым в 1913 году, но впоследствии композитор вернулся к произведению, создав в 1923 году новую редакцию. Первое, авторское исполнение сочинения в 1913 году был оценен публикой неоднозначно: одни слушатели приняли сочинение восторженно, большинство же, из-за «футуристического стиля» произведения, отнеслось к нему отрицательно. Концерт поразил всех сложностью технических приемов, блеском пианизма, сложнейшей инструментальной фактурой. Лишь со временем Концерт приобрел славу одного из самых ярких фортепианных концертов ХХ века. Композитор посвятил его памяти своего друга Максимилиана Шмидтгофа.
Сочинение написано в четырех частях. Первая часть (Andantino-Allegretto) очень необычна по драматургии. Здесь нет традиционной формы сонатного аллегро, основную смысловую нагрузку несет медленное Andantino с его выразительной аскетичной темой. Контрастом ей выступает танцевальная по характеру тема; соединение их в масштабной разработочной части также необычно: разработка дана в виде каденции, которая, по словам Б.В. Асафьева, является «небывалым в фортепианной музыке по длительности напряжения нарастанием».
Вторая часть (Scherzo. Vivace) – блистательная, остроумная пьеса, сменяющаяся в третьей части мрачным Intermezzo, наполненным фантастическими элементами. Четвертую часть (Allegro tempestoso) с ее монументальностью и размахом известный критик В. Каратыгин определил как «циклопическая постройка», подчеркивая тем самым необычность содержания и художественно-технического решения раздела.
                                                                                  Проф. З.М. Гусейнова
 
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Даниил Ефремов
Анна Одинцова