01
октября
Четверг
19:00
2020
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Сербия, Белград, ул. Королевы Наталии 33 11000
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+381 11 2642-178
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
ОНЛАЙН-концерт
Ко Дню музыки.

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН
ссылка активна

Г. Фингер (ок. 1660-1730) – М. Гейда, Я. Машталир.
Соната для тромбона и струнного оркестра ми-бемоль мажор (ок. 1700)
(переложение для тромбона и фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Бодосов (тромбон)
Партия фортепиано – Елизавета Украинская

Э. Бозза (1905-1991). Буколика для кларнета и фортепиано (1949) 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Лев Журавский (кларнет)
Партия фортепиано – Елизавета Украинская

И. Брамс (1833-1897). Скерцо для фортепиано
ми-бемоль минор op. 4 (1851) 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Иван Кощеев (фортепиано)

К. Шимановский (1882-1937). Ноктюрн и Тарантелла
для скрипки и фортепиано ор.28

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Савкина (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Иван Кощеев

Дж. Руфф (1922-1999). Сонатина для трубы и фортепиано (1957)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Никита Лукашевский (труба)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Иван Кощеев

Дж. Боттезини (1821-1889). Интродукция и вариации на тему итальянской народной песни
"Венецианский карнавал" для контрабаса и фортепиано

Исполняет
Арсений Газизов (контрабас)
Партия фортепиано – Елизавета Украинская

М. Мусоргский (1839-1881). "Картинки с выставки" (1874)
Балет невылупившихся птенцов - Избушка на курьих ножках (Баба-яга)-
Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Украинская (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Готфрид Фингер — австрийский композитор и виртуоз, много лет проработавший в Англии и сделавший там в 1690-е годы успешную карьеру. Он оказал значительное влияние на композиторов и современную английскую музыку. Г. Фингер был автором многих произведений, преимущественно инструментальных, основная часть которых написана в жанре сонаты, в том числе и Соната для тромбона ми бемоль мажор. Небольшой по масштабам цикл, оформленный композитором как двухчастный (Allegro moderato – Tempo di menuetto – Adagio – Allegro comodo, где второй, третий и четвертый разделы составляют одну часть), передает основные художественные черты эпохи барокко: изящество и пылкость, виртуозное звучание и обилие украшений. Особенно выразителен Менуэт, почти зримо воссоздающий танцевальную картину. Известные чешские музыканты Мирослав Гейда и Ярослав Машталир в 1981 году сделали переложение сочинения для тромбона и фортепиано.
 Популярный французский композитор, дирижер, педагог Эжен Бозза – воспитанник Парижской консерватории, которую он окончил, получив первые премии по классам скрипки, дирижирования, композиции. Он приобрел известность, благодаря своим операм, балетам, симфоническим произведениям. Наибольшую же славу ему принесли камерно-инструментальные сочинения, главным образом, для духовых инструментов, в которых Э. Бозза продолжал традиции великих французских композиторов-импрессионистов, в первую очередь, К. Дебюсси. Среди них – Баллада для бас-кларнета и фортепиано, Соната для гобоя и фортепиано, Сонатина для брасс-квинтета и многое другое. Программную пьесу «Буколика», созданную в 1949 году, композитор связал с одноименным литературным жанром, ведущим начало от античной поэзии, где в идеализированном виде изображалась жизнь пастухов и сельский быт на фоне природы (в поэзии Нового времени чаще определялось как «пастораль»). Композитор в пьесе «Буколика» создает выразительную картину мирной сельской жизни, где кларнет, словно античная свирель, повествует о событиях, передает нежные чувства, раскрывает красоту природы.
 
Фортепианное наследие крупнейшего немецкого композитора 19 века Иоганнеса Брамса отличается богатством жанров и форм. Оно включает и крупные циклические произведения, например, его сонаты, и одночастные пьесы, новаторские по художественному решению. К фортепианной музыке И. Брамс обратился уже в самом начале своего творческого пути, среди созданных им в ранние годы сочинений – Скерцо ми-бемоль минор op. 4, написанное в 1851 году и посвященное композитором другу, известному пианисту и педагогу нЭ. Ф. Венцелю. И. Брамс, как и Ф. Шопен, отказался от буквальной трактовки значения слова «скерцо» как «шутка», использовав термин для определения яркой одночастной концертной пьесы, ритмически разнообразной, близкой к фантазии, внутренне конфликтной. Особенностью строения данного сочинения И. Брамса является введение в Скерцо двух контрастных трио, оттеняющих драматизм основных разделов.
 
Известный польский композитор ХХ века Кароль Шимановский родился в Тимошовке (бывшей Херсонской губернии в России) в образованной, интеллигентной семье. Его отец и брат были пианистами, сестра — певицей, художницей и поэтессой. Музыкальное образование К. Шимановский получает в школе своего дяди Густава Нейгауза (отца выдающегося советского пианиста Генриха Нейгауза) в Елизаветграде, позднее — в Варшавской консерватории. В творчестве Шимановского тесно сплелись польские, украинские, русские национальные корни, обогащенные мощным влиянием европейских традиций, в том числе импрессионизма и конструктивизма. Диптих Ноктюрн и Тарантелла для скрипки и фортепиано композитор создает в 1915 году, демонстрируя владение приемами современного музыкального письма и отказываясь от традиционной трактовки обеих программных пьес. Ноктюрн, начинаясь как лирическая картина ночи, очень скоро дополняется чертами скерцо, контрастирующими с драматическими эпизодами. Тарантелла, возникающая непосредственно вслед за первой пьесой, приобретает образ стремительной дьявольской пляски. Сочинение К. Шимановский посвятил своему другу Августу Иваньскому.
 
Джанин Руфф – известный французский композитор и педагог, выпускница Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца, автор произведений разных жанров, в том числе – сочинений для духовых инструментов. Созданные ею опусы отличаются остро современным звучанием, технической трудностью, требующими от исполнителей незаурядного мастерства игры как соло, так и в ансамбле. Сонатину для трубы и фортепиано (Allegro risolutoAndante sostenutoPresto) композитор написала в 1957 году. Сочинение практически сразу вошло в концертный и конкурсный репертуар, привлекая исполнителей и слушателей насыщенным художественным содержанием, в котором соединяются острый гротеск и нежная лирика, суровый драматизм и пейзажная безмятежность.
 
Репертуар произведений для контрабаса исторически сложился по преимуществу из переложений для него сочинений для других инструментов. Опусов, написанных непосредственно для контрабаса, сравнительно немного, среди них – творения итальянского музыканта Джованни Боттезини. Его часто называют одним из самых выдающихся исполнителей-контрабасистов, крупнейшим виртуозом, представителем романтического стиля. Он концертировал по всему миру, выступая в 1866 году и в Санкт-Петербурге. Рецензент газеты «Голос» тогда писал: «Он поразил нас, играя разные мелодии, как на флейте, будто бы сотня соловьев была заперта в его контрабасе. Откуда брались его флажолетные пассажи; как он добивался того, что его пальцы переносились по грифу вверх и вниз, подобно пчелиному рою, то сжимая его огромными тисками, то извлекая ворчанье музыкального грома, причем, кажется, совершенно не меняя при этом выражения лица и глядя на публику спокойно, даже зловеще; как его смычок двигался с быстротой света». Боттезини создал ряд сочинений разных жанров (в том числе оперы, концерты), отдавая несомненное преимущество «своему» инструменту. Для контрабаса им написано множество сочинений — от миниатюр до масштабных концертных сочинений. Итальянская народная песня «Карнавал в Венеции» завоевала в свое время широкую популярность, на ее основе Н. Паганини создал цикл для скрипки с оркестром из 12-ти вариаций, носящий то же название. Традицию продолжил Дж. Боттезини, создав вариационный цикл для контрабаса и фортепиано, хотя и выстроил его иначе. Цикл открывается яркой Интродукцией, образно подготавливающей основной раздел и завершающейся яркой сольной каденцией контрабаса. Лаконичное изложение основной темы танцевального склада получает разнохарактерное продолжение в восьми вариациях, подчеркивающих богатые выразительные нюансы фольклорной мелодии.

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан Модестом Петровичем Мусоргским в 1874 году в память о друге, архитекторе и художнике Викторе Гартмане. Цикл построен композитором как программная сюита из 10 пьес, перемежающихся интермедиями. В ней сочетаются картинки из реальной жизни и сказочной фантастики с образами из далекого прошлого. Каждой пьесе Мусоргский дает название и все пьесы связывает между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей переход от картины к картине. Такое построение сюиты – единственное в классической музыке. В программу концерта включено несколько пьес данного цикла:

  • Балет невылупившихся птенцов. Прототипом для этой пьесы послужили эскизы В. Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби», поставленного выдающимся хореографом М. Петипа в 1871 году.
  • Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Но Мусоргский изобразил контрастный образ Бабы-Яги. Он создал мощную драматическую картину «нечистой силы».
  • Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве). Эта часть сюиты посвящена эскизу Гартмана, выполненному к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Пьеса служит финалом цикла – яркой, мощной картиной народного торжества.

 
 Профессор З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Александр Бодосов