01
июня
Четверг
20:00
2023
Стоимость билетов:
300-500 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

А. Пиатти (1822-1901).
Каприс №3 для виолончели соло си-бемоль мажор op.25

П. Чайковский (1840-1893).
Pezzo Capriccioso для виолончели и фортепиано си минор op.62

Р. Шуман (1810-1856).
Три пьесы-фантазии для виолончели и фортепиано op.73

К. Дебюсси (1862-1918).
Соната для виолончели и фортепиано ре минор L.135
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Даниил Зимин (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
II отделение

П. Чайковский (1840-1993).
«Думка» (Русская сельская сценка) для фортепиано до минор op.59 

Ф. Лист (1811-1886). Соната для фортепиано си минор S.178
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Кашпурин (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Карло Альфредо Пиатти – известный итальянский виолончелист и композитор. Им созданы многочисленные произведения для виолончели, в числе которых – концерты, сонаты, Шотландская фантазия, Гальярда, Серенада для двух виолончелей с оркестром и другие сочинения. Особую известность Пиатти принесли 12 каприсов для виолончели соло, созданные в 1865 году и посвященные другу, немецкому виолончелисту и педагогу Бернхарду Коссману (1822–1910). Пьесы Пиатти в определенной мере продолжают традиции каприсов Н. Паганини, но уже в условиях другого струнного инструмента. Каждая из пьес отличается собственным техническим условием и художественной задачей. Каприс № 3 си-бемоль мажор сопровождается авторским указанием Moderato, определяющим характер пьесы.

Количественно незначительное виолончельное наследие П.И. Чайковского включает, тем не менее, ряд художественно ярких произведений, к числу которых относится небольшая концертная пьеса Пеццо-каприччиозо («pezzo» в переводе с итальянского означает «фрагмент»), созданная в 1887 году. Композитор посвятил ее своему ученику и другу виолончелисту А.А. Брандукову, который стал ее первым исполнителем. Пьеса является одним из самых светлых сочинений Чайковского, раскрывающих тонкий лиризм и глубокие человеческие чувства.

Немецкий композитор Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. П.И.Чайковский писал об искусстве своего времени: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским». Среди многочисленных сочинений немецкого композитора есть и произведения для духовых инструментов, в полной мере отражающие новаторский стиль Шумана. «Три пьесы-фантазии» были написаны им для кларнета и фортепиано, но предполагали также исполнение для скрипки или виолончели; в дальнейшем же они были обработаны для других инструментов. Три пьесы, каждой из которой автором предпослано указание на определенный характер, передают три «фантастических» состояния, переходящие одно в другое: 1. «Нежно и с выражением». 2. «С живостью, легко». 3. «Скоро и с огнем».

Соната для виолончели и фортепиано была написана французским композитором-импрессионистом Клодом Дебюсси в 1915 году в рамках оставшегося неосуществленным замысла «Шесть сонат для разных инструментов, сочиненных Клодом-Ашилем Дебюсси, французским музыкантом» (композитору удалось создать лишь три сонаты). Каждой из сонат должно было предшествовать уточнение в старинном стиле, и в данном случае оно выглядело следующим образом: «Первая, для виолончели с фортепиано. Следующая будет для флейты, альта и арфы». 
Новаторство Дебюсси, ярко проявившееся в его оперном и симфоническом жанрах, затронуло и камерно-инструментальную музыку: он выступает здесь как наследник выдающихся традиций XIX века, по-новому осмысливающий трехчастный сонатный цикл, использующий все богатство танцевальных и песенных интонаций испанского фольклора, безупречный мастер звукописи.
Соната состоит из трех частей, где вторая и третья идут без перерыва: вступительный Пролог (Prologue: Lent, sostenuto e molto risoluto) с его возвышенно-мечтательным звучанием подготавливает Серенаду (Sérénade: Modérément animé), решенную в несколько гротескном ключе, и последующий Финал (Final: Animé, léger et nerveux) с его яркой театральностью. Сложнейшая партия солирующего инструмента с быстро сменяющимися штрихами и многообразной артикуляцией, разноплановой пассажной штриховой техникой призвана передать изменчивость образов, бесконечность движения, «капризность» музыки.

Создание фортепианной «Думки» обусловлено в творчестве П. И.  Чайковского (несмотря на название и тем более подзаголовок сочинения «Русская сельская сцена») заказом пьесы композитору в 1886 году парижского издателя Ф. Макара и посвящением ее французскому пианисту Антуану Франсуа Мармонтелю. Жанр думки, идущий от украинской народной песенности, связанной обычно с передачей горестных размышлений, под пером Чайковского обрел черты рапсодичности (не случайно композитор называл пьесу «рапсодией)» — свободной фантазии на разнохарактерные фольклорные темы

Фортепианная соната си-минор выдающегося венгерского композитора Ференца Листа была написана им в 1853 году, накануне работы над «Фауст-симфонией». Соната стала первым этапом в разработке композитором «фаустовской» темы, определив ее содержание, хотя текстовая программа сонате не предпослана. Автор посвятил свое произведение Р. Шуману в ответ на посвящение ему тем До-мажорной фантазии. Лист создал одночастную сонату, как бы «сжимая» масштабный многочастный цикл в рамки драматически насыщенной, разнохарактерной, динамичной формы. Все основные разделы Сонаты отмечены проведением одной и той же темы, которая может быть определена как тема Рока. Она звучит во вступлении — сначала сурово, затаенно, но с каждым новым проведением тема меняет облик, сближаясь по характеру с другими темами сонаты. Они разнохарактерны, поскольку отражают различные образные грани: героическое начало сменяется мефистофельской иронией, фанфарность — нежнейшей лирикой. Но последнее слово остается все же за темой вступления, она завершает Сонату, возвращая события к начальному образу безысходности.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин