01
апреля
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
"Из романтизма - в XX век"
I отделение

Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната №4 для виолончели и фортепиано
Д.Шостакович (1906-1975). Соната для виолончели и фортепиано ор.40
Б.Мартину (1890-1959). Вариации на тему Россини

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Иван Сендецкий (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната №10 для скрипки и фортепиано  ор 96
И.Стравинский (1882-1971). Дивертисмент из балета "Поцелуй Феи"
П. Чайковский (1840-1893). "Вальс-скерцо"
З. Кодай (1882-1967). "Танцы деревни Каллаи"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Смирнов (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

ENGLISH

О программе концерта

Соната № 4  для виолончели и фортепиано Л. ван Бетховена – одна из пяти сонат, написанных композитором. Ее создание датируется 1815 годом — периодом, когда композитор уже потерял слух. Бетховен посвящает ее графине Марии фон Эрдёди. В бетховенской рукописи Четвертая соната сопровождается авторской ремаркой «Свободная», определяющей особенности формы произведения: композитор в своем сочинении отходит от классических канонов сонатного цикла, не ставя указания частей, но выделяя разделы уточнениями темпа и характера. Вступительное Andante и Allegro vivace образуют условно первую часть, а Adagio, Tempo d'Andante и Allegro vivace — развернутую вторую часть. Свободная композиция Четвертой сонаты позволяет Бетховену создать цельный драматический образ, предстающий в разных ситуациях. Выразительная мелодика, яркая гармония, насыщенная виолончельная и фортепианная фактура обеспечивают камерному сочинению почти симфоническое звучание, достигающее в кульминациях небывалой силы.
В середине 1930-х годов Д. Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
«Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве композитора. Четырехчастный, близкий к романтическому, цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната очень богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора.
Чешский композитор XX века Богуслав Мартину, испытавший влияние различных стилей и направлений своего времени, в собственном творчестве ярко претворил черты импрессионизма, неоклассицизма, джазовые элементы. Свои Вариации на тему Россини он посвятил известному виолончелисту Григорию Пятигорскому. Используя тему великого итальянского маэстро, Мартину сохраняет черты его блистательной музыки, всемерно подчеркивая виртуозность и богатство звучания.
В 1928 году, в память о П.И. Чайковском И. Ф. Стравинский создал балет-аллегорию «Поцелуй феи» по сказке Г. X. Андерсена «Ледяная дева» («Снежная королева»). В Предисловие автор указал: «Я посвящаю этот балет памяти Петра Чайковского, отчасти потому, что вижу родство его музы с феей этой аллегории. Муза точно также отметила великого артиста своим роковым поцелуем, таинственная печать которого ощутима во всех его творениях». Стравинский не просто посвятил свое сочинение Чайковскому, он также использовал ряд его тем: романсы «Колыбельная в бурю», «Нет, только тот, кто знал» и «Зимний вечер», мотивы из Баллады Томского, «Детского альбома», «Спящей красавицы» и другие. Темы Чайковского в «Поцелуе феи» Стравинский преобразовывал уже в своем стиле, выделяя небольшие обороты и произвольно сопоставляя их. Позднее Стравинский сделал несколько обработок балета, создав в том числе в 1947 году для фортепиано. Он включает следующие части: I. Увертюра. II. Швейцарские танцы. III. Скерцо. IV. Па-де-де: Адажио. V. Вариации. VI. Кода.
Блестящую концертную пьесу «Вальс-скерцо» (ор. 34) П.И. Чайковский написал в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями.
10 скрипичных сонат Л. ван Бетховена пользуются такой же известностью, как его фортепианные сонаты и симфонии. Прекрасный скрипач, Бетховен досконально знал возможности инструмента, предполагая их убедительное раскрытие в создаваемых опусах. Хотя и не сразу, но постепенно сонаты для скрипки все же завоевали признание исполнителей и слушателей, и это произошло еще при жизни композитора. Соната № 10 Соль мажор ор. 96 (иногда ее сопровождают названием «Рассвет», словно подтверждая привязанность Бетховена к пасторальным образам), была написана в 1813 году для знаменитого французского скрипача Пьера Роде (1774–1830), но посвятил ее композитор эрцгерцогу Рудольфу — своему покровителю и ученику. Следуя хронологически за знаменитой «Крейцеровой», Соната № 10 решается композитором совершенно по-иному. Она четырехчастна (1. Allegro moderato 2. Adagio espressivo 3. Scherzo: Allegro. Trio. Coda 4. Poco allegretto. Adagio espressivo. Tempo I), в ней преобладают лирические настроения. Выразительная первая часть переходит в спокойное, хоральное звучание Адажио espressivo, которое, в свою очередь, контрастирует стремительному Скерцо. В финале использованная композитором пасторальная тема развивается последовательно в вариациях, приобретая в процессе изложения разнохарактерные оттенки, рождая ощущение калейдоскопичности.
Золтан Кодай — известный венгерский композитор, музыковед-фольклорист, дирижер и педагог. Выпускник Будапештской музыкальной академии и университета, он всю свою научную и композиторскую деятельность посвятил изучению венгерского фольклора и претворению его в музыкальных опусах. Крупнейший венгерский музыкант Бела Барток писал: «Если меня спросят, в каком произведении венгерский дух выразился полнее и яснее всего, то я должен ответить, что это осуществилось в творчестве Кодая. Эти произведения - откровение венгерской души». Кодай неоднократно приезжал в нашу страну, выступая как дирижер. Богатство национального танцевального искусства Венгрии, его сложная и прихотливая ритмика, динамичность движения, мастерство народных исполнителей не раз становилось для Кодаи источником вдохновения. При этом его интересовали музыкально-диалектные особенности каждого региона, которые он пытался сохранить в профессиональных пьесах. Так были созданы «Танцы из Марошсека» (1930), «Танцы из Таланты» (1939) для оркестра и другие сочинения. Три пьесы «Танцы деревни Каллаи» раскрывают еще одну страницу богатого наследия Кодая и венгерского фольклора.
 
Проф.З.М.Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин