К юбилею Великого князя Алексея Александровича
14 января 2020 года исполняется 170 лет со дня рождения Великого князя Алексея Александровича, первого владельца дворца на Мойке, 122, где сейчас располагается Санкт-Петербургский Дом музыки.
О личности этого представителя дома Романовых и его роли в судьбе российского флота до сих пор нет единого мнения.
Начало военно-морской карьеры
Известно, что сразу после рождения (2 января по старому стилю) Алексей Александрович, по желанию деда - императора Николая I, был зачислен в Гвардейский экипаж, так началась его морская карьера. Кроме того, новорожденный великий князь был записан в гвардейские полки — Преображенский, и Егерский, а с трехлетнего возраста еще и в Уланский, и стал шефствовать над полком Московским.
Продвижение четвертого сына цесаревича Александра Николаевича по ступенькам военной карьерной лестницы шло стремительно. Уже в семь лет он был произведен в мичманы и прапорщики, на двенадцатый день рождения повышен до чина подпоручика, в шестнадцатилетнем возрасте стал лейтенантом флота и поручиком гвардии. Увеличилось и количество подшефных ему полков: к лейб-гвардии Московскому прибавились пехотные Екатеринбургский и 77-й Тенгинский. Шефство над последним Алексей Александрович принял в 1868 году, когда родители для знакомства с жизнью страны отправили сына из Петербурга на Кавказ, где, в Ахалцихе Тифлисской губернии, базировался упомянутый полк.
Морские походы
Следующее повышение в чине для Алексея Александровича было связано с трагическими обстоятельствами. В том же 1868 году под руководством своего наставника вице-адмирала Константина Николаевича Посьета великий князь совершал плавание вокруг Европы на фрегате «Александр Невский». Оно началось в городе Поти и должно было завершиться в Кронштадте, однако в ночь с 12 на 13 сентября фрегат разбился о прибрежные скалы в проливе Скагеррак около Норвегии. Наградой за проявленное в ходе спасательной операции мужество для Алексея Александровича стало производство в штабс-капитаны и назначение флигель-адъютантом.
В 1870 году в должности вахтенного начальника он участвовал в морском походе на корвете «Варяг» из Петербурга в Архангельск и далее по Белому морю и Ледовитому океану, , посетил Соловецкие острова, Новую Землю, Екатерининскую гавань в Кольском заливе, порт Вердэ, Исландию, Копенгаген.
В 1873 году Алексей Александрович на корвете «Варяг» посещает Шанхай, Владивосток, Нагасаки, получает звание капитана III ранга с оставлением звания флигель-адьютанта.
В 1874-м фрегат «Светлана» под командованием великого князя совершает плавание по Финскому заливу и Балтийскому морю, а в 1875 году уходит за границы Отечества — в Балтийское и Немецкое моря, Атлантический океан, Средиземное море и на Греческий архипелаг; в 1876 году повторяет примерно тот же маршрут, а в 1877-м в течение трех месяцев находится в плавании по портам Северной Америки.
Дипломатическая миссия в США и Японию.
В 1871 году в качестве старшего офицера на фрегате «Светлана» был послан за океан для встречи с президентом США Улиссом Грантом. Проведя в США три месяца и став, согласно отзывам газет, «другом многих американцев», Алексей Александрович, по приказу отца, продолжил путешествие.
Русские корабли отправились на Кубу, в Бразилию, оттуда на мыс Доброй надежды, в Китай и Японию, где великий князь обменялся визитами с молодым императором Мэйдзи, что стало важной вехой в развитии отношений между Россией и Японией.
Память о Великом князе на карте России
Из Владивостока Алексей Александрович в течение трех месяцев по суше добирался до Петербурга. В память о его посещении была названа Алексее-Александровской улица в Томске, Алексеевскими реальные училища в Томске и Перми, а главную улицу во Владивостоке переименовали в Светланскую.
Русско-турецкая война (1877−1878)
Великий князь, получив звание контр-адмирала и став командиром Гвардейского экипажа, руководит понтонными командами на Дунае. За успешное проведение операции награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и «пожалован золотою саблею за храбрость».
Карьера
За десять лет совершеннолетней жизни с 1870 по 1880 год великий князь провел в заграничных плаваниях под парусами и на якоре 1477 дней, то есть как морской офицер был неплохо подготовлен к занятию руководящих постов в военно-морской иерархии.
С восшествием на престол Александра III в 1881 году Алексей Александрович становится членом Государственного совета и Главным начальником флота и морского ведомства, с 1882 года — вице-адмиралом, с апреля 1883-го — генерал-адмиралом российского флота.
Модернизация флота
С 1882 года под его руководством и при участии вице-адмирала Ивана Алексеевича Шестакова утверждается новая кораблестроительная программа и проводится ряд реформ, определивших развитие флота до конца XIX века.
Первоочередной задачей ставилось возрождение Черноморского флота, а также сохранение и расширение российского флота на Балтике. Началось строительство незамерзающего порта Александра III в Либаве (г. Лиепая), обустроены порты Севастопольский, Порт-Артур, увеличено число эллингов и расширены доки в Кронштадте, Владивостоке и Севастополе.
Кроме того, был подготовлен и введён в действие морской ценз, оговаривавший условия службы офицеров ВМФ, издано положение о вознаграждении за долговременное командование судами I и II ранга, преобразованы корпуса инженер-механиков и корабельных инженеров, увеличено число экипажей, построено много броненосцев и крейсеров. К 1896 году в состав флота вошло 15 новых эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 10 крейсеров, 14 канонерских лодок и 72 миноносца, три из них — «Екатерина II», «Чесма», «Синоп» — пополнили состав Черноморского флота. В 1897 году службу на Черном море несли уже 6 броненосцев, 4 крейсера и 22 миноносца. Флот был фактически воссоздан заново. Помимо этого, по утвержденной на 20 лет программе создания океанского броненосного флота на 1883−1902 годы предполагалось построить 24 броненосца, к 1896 году на воду спущено 11, среди них «Рюрик», который в то время считался сильнейшим броненосным крейсером в мире.
К концу XIX века Российский флот занял третье место после Великобритании и Франции по числу кораблей и стал важным инструментом внешней политики России. В строительстве флота, формировании программ его развития живейшее участие принимал главный начальник флота и морского ведомства великий князь Алексей Александрович, во всех послужных списках которого в графе «Получаемое по службе содержание» неизменно значилось: «Не получает». А царствование Александра III хоть и называют мирным, но было оно таким во многом благодаря тому, что построенный флот действовал — участвовал в морских парадах по всему миру и демонстрировал мощь державы в ситуациях назревавших военных конфликтов.
Русско-японская война (1904-1905)
В конце XIX века нарастает угроза войны с Японией, и возникает необходимость создания третьего флота — Тихоокеанского. 27 августа 1897 года решением Особого совещания под председательством Алексея Александровича намечена пятилетняя кораблестроительная программа 1898-1902 годов «для нужд Дальнего Востока». Количество кораблей увеличивалось, росла их техническая оснащенность, а вот уровень подготовки моряков оставался недостаточным. Флот у России был, он ходил по морям, и ходил прекрасно, но воевать на море был не обучен, что в полной мере проявилось в ходе Русско-японской войны. После Цусимского разгрома Алексей Александрович подал в отставку со всех постов.
Последние годы жизни
Последние три года жизни провел в Париже. Умер от воспаления легких 1(14) ноября 1908 года. Похоронен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
По поводу кончины Алексея Александровича С. Ю. Витте писал: «Это был прекраснейший человек, никому не делавший зла, очень приятный во всех своих сношениях, имеющий то качество, которым должен обладать великий князь, а именно благородство...»