29
мая
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
400-700 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

Р.Шуман (1810-1856).  «Крейслериана» соль минор op.16  
Р.Щедрин (р.1932). Basso ostinato

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Илья Папоян (фортепиано)
II отделение

К.Дебюсси (1862-1918) – В. Давид (р.1974).
Рапсодия для саксофона альта с оркестром  (перел. для саксофона и фортепиано)
А.Шор (р.1970). Фантазия "Вердиана" для саксофона и фортепиано
В.Вавилов (1925-1973) – Т. Асакава (1960).
«Аве Мария» для саксофона и фортепиано
А.Пьяццолла (1921-1992). "История танго" (1986)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Владимир Устьянцев (саксофон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

IN ENGLISH

О программе концерта

1830-е годы в творчестве немецкого композитора–романтика Роберта Шумана стали самыми насыщенными; им были созданы блестящие сочинения разных жанров, в первую очередь фортепианных. В своих произведениях Р. Шуман открывает новые образные сферы, формирует инструментальные структуры, вводит необычные средства музыкальной выразительности, намного опередившие свое время. Одним из важнейших стало стремление композитора к созданию «фантазий». Этим термином он определяет многие свои произведения, подчеркивая в них «фантазийный» и «фантастичный» аспекты. Среди таких сочинений – Фантастические пьесы ор. 12, Фантазия ор. 17, посвященная Ф. Листу, «Венский карнавал» Фантастические картины ор. 26 и другие. Программный фортепианный цикл «Крейслериана», посвященный Ф. Шопену, был закончен композитором в 1838 году и назван им «Фантазия для фортепиано». В основу сочинения Р. Шуманом был положен сборник новелл Э.Т.А.Гофмана под названием «Фантастические пьесы в манере Калло» (творчество французского рисовальщика XVII века Жака Калло характеризовалось сочетанием гротескных и фантастических элементов). У Гофмана героем новелл является «чудаковатый капельмейстер Крейслер», жизнь которого всецело посвящена музыке. В образе этого композитора Крейслера Р. Шуман во многом обозначил собственные черты, придав тем самым сочинению черты автобиографичности. Пианистка Клара Вик, вскоре ставшая супругой композитора, писала ему о «Крейслериане»: «Как прекрасна эта вещь, как много здесь юмора и в то же время таинственности. Меня изумляет твоя душа, все новое в ней». «Крейслериана» состоит из восьми пьес, но каждая из них складывается из нескольких самостоятельных эпизодов–миниатюр, обозначенных ремарками композитора. Пьесы контрастны по настроению, но объединены центральным музыкальным образом, получающим в каждой из пьес цикла многоплановое воплощение. Композитор не использует какую–либо конкретную основную музыкальную тему, проходящую через все пьесы; для него важнее обозначить контрастность главного образа, сочетающего бурные «флорестановские» (пьесы № 1, 3, 7, 8) и лирические «эвсебиевские» (пьесы № 2, 4, 6) черты. Развязкой драмы становится пьеса № 8 – ее образный итог, символизирующий уход в мир иллюзий. В «Крейслериане» Р. Шуман демонстрирует блестящую вариационную технику, создавая масштабную композицию и раскрывая мельчайшие оттенки каждой из тем.

В 1961 году еще молодой, но уже завоевавший широкую известность композитор Родион Константинович Щедрин создает виртуозную фортепианную пьесу Basso ostinato, сразу ставшую одним из самых популярных его сочинений. Оно было посвящено выдающемуся пианисту, профессору Московской консерватории Я. В. Флиеру, в классе которого учился Р. К. Щедрин. Бассо остинато (в переводе с итальянского – упорный бас) – это нижний голос (бас) в одной из вариационных форм. Здесь многократно повторяется основная тема, в то время как гармоническое и полифоническое развитие активно проходит в верхних голосах. Бассо остинато – одна из старинных музыкальных форм, использовавшаяся в сочинениях К. Монтеверди, И. С. Баха, Л. Бетховена, Д. Д. Шостаковича и других мастеров. В сочинении Р. К. Щедрина тема вводится после двухтактового вступления; она изложена ровными четвертными длительностями, в сопровождении контрастного мелодически выразительного противосложения в верхних голосах, в котором угадываются джазовые интонации. Далее следуют 16 контрастных вариаций, в которых сохраняемая басовая тема сопрягается с яркими эпизодами в верхних голосах, бесконечно изменяющих тему противосложения. В ряде случаев вариации разделяются краткими интермедиями, словно переключающими развитие действия. Пьеса обнаруживает черты трехчастности, поскольку вариации 12-15 выполняют роль репризы, повторяя первые четыре вариации с предшествующей темой. Завершается пьеса выразительной кодой, словно возвращающей образы вступительного раздела и логично обрамляющей сочинение
Выдающийся французский композитор-импрессионист Клод Дебюсси в своем творчестве часто обращался к музыкальным жанрам, позволявшим ему формировать свободные композиции, где на первый план выходили яркие темы, предстающие в разнохарактерном, многоплановом облике, и где ясно ощущалось стремление, по наблюдениям современников, к поискам чего-то странного и необычного. Особое место среди них занимают рапсодии — свободные фантазии, написанные для разных составов и инструментов. Одночастная «Рапсодия для альтового саксофона с оркестром» создавалась композитором на протяжении ряда лет — с 1901 по 1908 годы; Дебюсси неоднократно возвращался к сочинению, внося все новые и новые штрихи и находя необычные нюансы. Особый тембр альтового саксофона, способного передать оттенки человеческих эмоций и образов природы, позволил композитору написать сочинение, в котором чередуются лирические и скерцозные мотивы, психологически–углубленные повествования и пейзажные зарисовки. В концерте Рапсодия прозвучит в аранжировке В. Давида.

Алексей Шор – композитор, родившийся в Киеве, учившийся на механико–математическом факультете МГУ, получивший докторскую степень по математике в США. Вторая сторона его деятельности – музыка, и не случайно он известен сегодня в статусе композитора–резидента Мальтийской Филармонической Академии. Разнообразные сочинения А. Шора, где многие традиционные жанры предстают в непривычном облике (например, классический балет с элементами оперы «Хрустальный дворец», цикл для альта и симфонического оркестра «Хорошо темперированный шансон», пьеса «Полёт Сокола» для скрипки и симфонического оркестра). Историю появления фантазии для кларнета с оркестром «Вердиана» сам композитор представил следующим образом: «Замечательный кларнетист Юлиан Милкис должен был играть концерт, посвященный Верди, и он попросил меня написать что-нибудь, связанное с Верди. Выступление было запланировано в Южной Америке, и я подумал что было бы забавно написать что-то, базирующееся на мелодиях Верди, но звучащее по-южноамерикански (первая часть «Вердианы» — это самба, вторая — босанова, а третья — танго)». В результате возникло сочинение, в котором самым необычным образом соединилась музыка разных национальных традиций. В концерте Фантазия прозвучит в переложении для саксофона и фортепиано.

Ленинградский гитарист, композитор и исполнитель на лютне Владимир Федорович Вавилов в своем творчестве не раз прибегал к музыкальным мистификациям: собственные сочинения он мог приписать композиторам прошлого. Так произошло и с написанным им гимном «Аве Мария», который он обозначил как принадлежащий итальянскому композитору рубежа XVI-XVII веков Джулио Каччини. Под этим «авторством» сочинение было записано многими исполнителями, и лишь позднее ему было возвращено имя подлинного автора. Японским музыкантом Т. Асакава было выполнено переложение вокального сочинения для саксофона и фортепиано.

Астор Пьяццолла — известный аргентинский исполнитель и композитор, сочинения которого полностью изменили традиционные представления о танго, обогащенного композитором элементами джазовой и классической музыки. Среди многочисленных наград музыканта — Первая премия за лучший диск инструментальной музыки Итальянского жюри критиков, отметивших в своем решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание». Благодаря А. Пьяццолле, танго обрело особые черты: оно перестало быть только танцем, под пером композитора танго воспринимается как основа, на которой оказалось возможным раскрытие разных состояний и эпизодов человеческой жизни. Сюита «История танго» — яркое тому подтверждение. Она состоит из четырех частей, прослеживающих историю танца на протяжении нескольких десятилетий и показывающее его в разных состояниях: 1. «Bordel 1900» («Бордель 1900»); 2. «Cafe 1930»; 3. «Night Club» 1960 («Ночной клуб» 1960); 4. «Concert d`aujourdhui» («Концерт сегодня»). Свое сочинение Пьяццолла посвятил известному флейтисту Марку Гроэлю.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин