28
октября
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

Ф.Шопен (1810-1849).  Интродукция и блестящий полонез оp.3
Ф.Пуленк (1899-1963). Соната для виолончели и фортепиано FP143

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Рустем Хамидуллин (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елизавета Иванова
II отделение

Й.Гайдн (1732-1809). Соната для фортепиано Фа мажор Hob. XVI:23
Ф.Шопен (1810-1849). Два ноктюрна ор.27
К.Дебюсси (1862-1918). Две прелюдии L123
Канопа - Фейерверк
М.Мартен (1890-1974). Три прелюдии из цикла "8 прелюдий для фортепиано"
Andantino grazioso - Lento.Più espressivo.Con moto.Andante.Tempo I - Vivace
 
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Иванова (Дон) (фортепиано)

IN ENGLISH

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

О программе концерта

Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. Вместе с тем, наследие композитора включает и сочинения для других инструментов, среди которых — опусы для виолончели с фортепиано. Обращение к ним было обусловлено дружбой Шопена с известным французским виолончелистом Огюстом Франшоммом. Именно для него были написаны и ему же посвящены некоторые сочинения; в Интродукции и блестящем полонезе оp. 3, созданном Шопеном в октябре 1829 года, Франшомм редактировал виолончельную партию. Жанр полонеза стал для Шопена, как известно, одним из основных. Еще в детстве он создавал традиционные национальные танцевальные миниатюры, впоследствии превратив их в блестящие концертные виртуозные пьесы. Парадность «танца-шествия» в раннем опусе определила для Шопена необходимость предварения Блестящего полонеза небольшой Интродукцией —драматической вводной пьесой свободной формы, подготавливающей торжественное звучание Полонеза.
В творчестве Ф. Шопена жанр ноктюрна («ночной песни») представлен самыми лиричными его пьесами. Все ноктюрны (композитором в течение жизни создано около 20 сочинений) отличаются поэтичностью, возвышенностью, романтичностью в выражении чувств. Такие настроения определяют художественное содержание каждого из произведений, но Шопену удается по-разному его передать в каждой из пьес. Ноктюрны опуса 27 (Larghetto, cis-moll и Lento sostenuto, Des-dur) композитор создал в 1836 году. Два непревзойденных шедевра, эти ноктюрны из незатейливых лирических миниатюр превращаются в сложнейшие, драматически насыщенные концертные пьесы.
Один из самых известных французских композиторов ХХ века, участник творческого союза «Шестерка», Франсис Пуленк вошел в сердца слушателей как автор многочисленных произведений разных жанров. Начинающий композитор дебютировал в 1917 году на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля, имевшей шумный успех. В дальнейшем он создал различные сочинения, среди которых выделяются моноопера «Человеческий голос», балет «Новобрачные на Эйфелевой башне», многие выразительные камерно-вокальные и хоровые сочинения. Коллега композитора Дариус Мийо писал: «Франсис Пуленк — это сама музыка, я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью». В период 1940-1948 годов Пуленк работал над Сонатой для виолончели и фортепиано, вторую редакцию которой сделал затем в 1955 году и посвятил ее первому исполнителю, виолончелисту Пьеру Фурнье. Композитор создает Сонату как сложный четырехчастный цикл, богатый прекрасными мелодиями и отличающийся фактурной и гармонической яркостью. Начало Сонаты — Марш Allegro (tempo di marcia), в котором, несмотря на авторское обозначение, отчетливо слышны скерцозные интонации; на смену им приходит целый ряд разнохарактерных романтичных тем. В основу второй, медленной части (Cavatine) лежит возвышенная тема, напоминающая знаменитого «Лебедя» К. Сен-Санса. Третью часть (Ballabile)  — легкую пьесу немного фривольного оттенка сменяет Финал, в котором представлены и строгий речитатив виолончели, и активная, динамичная тема, и элементы французского шансона.
Жанр сольной сонаты занимает ведущее место в клавирном наследии выдающегося представителя венской классической школы Йозефа Гайдна. П.И. Чайковский писал: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты». Соната № 23 Фа мажор была написана композитором в 1773 году и посвящена Николаусу Эстергази – одному из представителей аристократического семейства, на службе у которого Гайдн находился почти 30 лет. Богатство и многогранность художественного содержания, активная динамика и лирическая выразительность, опора на фольклорные интонации разных национальных традиций, юмористические элементы, стройность и соразмерность музыкальных форм — все это отличает инструментальное искусство композитора и в полной мере проявляется в Сонате № 23, утверждающей классическую сонатную форму. В трех частях сочинения (I. Allegro moderato; II. Adagio III. Finale. Presto) образным центром становится вторая часть — нежная, выразительная клавирная фантазия, уже предвещающая черты романтического высказывания.
Прелюдии для фортепиано французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси сформированы автором в две тетради по 12 пьес в каждой (первая тетрадь была закончена в 1910 году, вторая — в 1913). Композитор продолжает традиции европейской прелюдии, в частности, Ф. Шопена, но рассматривает их как исключительно как программные пьесы, хотя названия пьес он обозначает не в предварении нотного текста, а в его завершении. Композитор будто предлагает слушателям сначала самим определить содержание пьес, сопоставив его потом с авторским определением. Это оказывается сравнительно нетрудно, настолько художественно совершенны воплощаемые Дебюсси образы. В концерте представлены две пьесы из второй тетради — № 10 «Канопа» и № 12 «Фейерверк». В первой прелюдии Дебюсси обращает взоры к античности (канопа — древнегреческий ритуальный сосуд), создавая нечто в стиле музыкальной эпитафии. Вторая прелюдия «Фейерверк» навеяна впечатлениями от народного гулянья, где композитор приемами звукописи передает ослепительную атмосферу огненного праздника.
Франк Мартен – известный швейцарский композитор, автор ряда сочинений, среди которых выделяются его оперы (в том числе «Буря» по Шекспиру), оратории, баллады для различных инструментов, симфонические опусы, где мастерски синтезированы додекафония и классическая тональная система. Восемь прелюдий для фортепиано, написанных в 1948 году, раскрывают особенности воплощения данного жанра в середине ХХ века. Три разнохарактерные прелюдии цикла (№ 6 до-диез минор, № 7 До мажор, № 8 До-диез мажор) включены в программу концерта.
Проф.З.М.Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин