28
июня
Четверг
20:00
2018
Стоимость билетов:
500-1000 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

М.Джулиани (1781-1829). Большой концертный дуэт для флейты и гитары
Ф.Сор (1778-1839). Интродукция и вариации на тему из оп. В.А.Моцарта «Волшебная флейта» для гитары соло op. 9
М.Маре (1656-1728). Вариации на тему испанской фолии для флейты соло
Ф.Шуберт (1797-1828) – А.Диабелли (1781-1858).
Оригинальные вальсы для флейты и гитары

II отделение

А.Пьяццолла (1921-1992) – С.Асад (р.1952).
«Времена года» для флейты и гитары 
А.Пьяццолла (1921-1992) – Д.Курляндский (р.1976).
Бордель из сюиты «История танго» для флейты соло
Р.Диенс (р.1955). Tango en skaï («Небесное» танго) для гитары соло 
Р.Шанкар (1920-2012). «Волшебный рассвет» на основе раги "Тоди" 

 

Исполняет – Заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра
Мария Федотова (флейта)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Илларионов (гитара)

IN ENGLISH

О программе концерта

Мауро Джулиани — выдающийся итальянский гитарист-виртуоз, композитор, о выступлениях которого благосклонно отзывались Й. Гайдн и Л. Бетховен. Он гастролировал во многих европейских странах, в том числе и в России, демонстрируя богатые возможности своего инструмента. Музыкант активно писал сочинения для гитары в соединении с различными инструментами, утверждая в них традиции классической школы и расширяя границы виртуозных возможностей исполнителей. Традиции мастера были продолжены его сыном Микеле Джулиани, многие годы проработавшим в России. Большой концерт дуэт для флейты и гитары композитор создает в 1817 году, демонстрируя в нем умение создавать крупную концертную форму, драматургически убедительно соотносить между собой части сочинения, добиваться удивительной слаженности в звучании инструментов, столь разных по тембру. К тому же в основу сочинения М. Джулиани положены изящные интонации итальянских мелодий, и песенность пронизывает фактуру каждой из частей. Быстрая, торжественная первая часть (Allegro maestoso) красиво оттеняется медленной лирической второй частью (Andante molto sostenuto); приходящее ему на смену легкое, прихотливое скерцо третьей части (Vivace) логично подготавливает выразительный, стройный светлый финал (Allegretto espressivo). По обычаю того времени сочинение посвящено одной из знатных особ, покровительнице композитора – баронессе А. М. де Шлейсниг.
Фернандо Сор – известный испанский гитарист, педагог и композитор, создававший оперы, балеты, симфонии. Но в центре внимания музыканта всегда оставалась гитара, для которой было написано немало сочинений. В 1815 году Ф. Сор с успехом выступал в Англии, по сути познакомив слушателей с новым для них инструментом. В 1823–1828 годах Ф. Сор жил в Москве, где вместе с со своей супругой танцовщицей и хореографом Ф. Гюллень-Сор поставил на сцене Большого театра несколько собственных балетов. В память о времени пребывания в нашей стране Ф. Сор позднее создает гитарный дуэт на мотивы русских народных песен «Воспоминания о России». В. А. Моцарт был одним из кумиров Ф. Сора, к темам его произведений гитарист обращался неоднократно, создав, в частности, «Шесть арий из оперы “Волшебная флейта”». В 1821 году композитором написаны «Интродукция и вариации для гитары на тему Моцарта», где использована тема арии Папагено из оперы «Волшебная флейта». Медленная Интродукция воспринимается как лирическое вступление, на смену которому приходит изложение основной темы и пяти разнохарактерных вариаций. Они изменяют тему образно и фактурно, дополняя ее основной шутливый характер оттенком грусти, как в третьей, минорной вариации. Свое сочинение композитор посвятил брату Фердинандо.
Фолия — мелодия испано–португальского происхождения — является одной из ранних, известных в европейской музыке тем, начиная с 15 века. Она была положена в основу сочинений многими композиторами —А. Вивальди, Н. Паганини, С. В. Рахманиновым. Французский композитор и исполнитель на виоле да гамба Марен Маре, автор более 600 произведений для этого инструмента, создал серию вариаций на данную тему. Они завершают Первую сюиту композитора из 20 номеров, впервые опубликованную в 1701 году, где Маре раскрывает богатые возможности инструментальной барочной традиции.
Среди фортепианных опусов австрийского композитора Франца Шуберта значительное место отведено танцевальным пьесам. В 1816-1821 годах он создает фортепианный сборник «Оригинальные танцы» оп. 9, включающий 36 танцевальных миниатюр. Композитор создает череду разнохарактерных вальсовых пьес, используя традиционный трехдольный ритм и во многом предвосхищая будущее великолепие вальсов И. Штрауса. Также переложение этих танцев для инструментального дуэта  делали австрийские музыканты — флейтист Томас Пинчхоф и гитарист Йохен Шуберт.
Астор Пьяццолла — известный аргентинский исполнитель и композитор, сочинения которого полностью изменили традиционные представления о танго, обогащенного композитором элементами джазовой и классической музыки. Среди многочисленных наград музыканта — Первая премия за лучший диск инструментальной музыки Итальянского жюри критиков, отметивших в своем решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание». Благодаря Пьяццолле, танго обрело новые черты: оно перестало быть только танцем, под пером композитора танго воспринимается как основа, на которой оказалось возможным раскрытие разных состояний и эпизодов человеческой жизни. В период 1965-1970 годов А. Пьяццолла создает четырехчастный цикл танго-композиций «Времена года в Буэнос-Айресе», включающий четыре пьесы: «Лето» (Allegro moderato), «Осень» (Allegro), «Зима» (Lento), «Весна» (Vivo). Современник писал: «Пьяццолла пытается описать жизнь жителя Буэнос-Айреса; с помощью танго возникает богемный образ Буэнос-Айреса, выражение души Буэнос-Айреса». Композитор соединяет в сочинении черты классического цикла и современного танца. Все пьесы строятся на чередовании энергичных, ритмически заостренных, и медленных, словно расслабленных эпизодов. Богатство и щедрость мелодий, положенных в основу пьес, усиливают ощущение бесконечного погружения в экзотическую музыкальную стихию. Первоначальная авторская версия предполагала исполнение цикла, как и его отдельных пьес, солирующим бандеоном (музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник) с аккомпанементом электрогитары, фортепиано, скрипки (или альта). Очень скоро появились переложения цикла для инструментальных ансамблей разных составов. Известным бразильским гитаристом, композитором и аранжировщиком Серджио Асадом было сделано переложение «Времен года в Буэнос-Айресе» для флейты и гитары.
Сюита «История танго» — еще один цикл танго-композиций Астора Пьццоллы, написанный автором для дуэта флейты и гитары в 1986 году. Она состоит из четырех частей, прослеживающих историю танца на протяжении нескольких десятилетий в разных его состояниях: 1. «Bordel 1900» («Бордель 1900»); 2. «Cafe 1930»; 3. «Night Club» 1960 («Ночной клуб» 1960);  4. «Concert d`aujourdhui» («Концерт сегодня»). Танго «Бордель» – экзотическая программная пьеса, раскрывающая истоки бытования танца. Свое сочинение А. Пьяццолла посвятил известному флейтисту Марку Гроэлю.
Ролан Диенс  — французский музыкант, исполнитель–виртуоз на классической гитаре, композитор, автор переложений для своего инструмента многих известных произведений, в частности, Ф. Шопена и Э. Сати. Среди собственных сочинений Р. Диенса особую известность получили две пьесы Tango en skaï (1985) и Valse en skaï (1994). Первую пьесу часто представляют как «Небесное» танго, и в таком переводе она вошла в концертные программы многих исполнителей мира. Сам же Р. Диенс в одном из своих интервью уточнил, что слово «skaï» – это не «небо», а искусственная кожа, и свое Танго он рассматривает как «ненастоящее», а поддельное, шуточное. Все сложности с уточнением программы сочинения не мешают главному – Tango en skaï  представляет собой замечательный образец современной гитарной миниатюры.
Рави Шанкар — индийский композитор, исполнитель-виртуоз на национальном инструменте ситаре. Он активно популяризировал на Западе музыку своего народа, тесно общался с группой «The Beatles», в 1980 годах выступал вместе с выдающимся скрипачом Иегуди Менухиным. Его музыкальная деятельность продолжалась более 60-ти лет и, будучи самой продолжительной в мире, занесена в «Книгу рекордов Гиннеса». Богатое композиторское наследие Шанкара всецело опирается на национальные индийские традиции. «“Волшебный рассвет” на основе раги Тоди» указывает на музыкальный источник сочинения: «рага» — это особая форма музыкального произведения, предполагающая одновременно и специфический характер звучания; «Тоди» — один из десяти ладов индийской классической музыки. Таким образом, в сочинении оказываются запрограммированными эмоциональный строй, тип звучания, форма и ладовая основа сочинения.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин