28
марта
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
350-400 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
К 180-летию со дня рождения Карла Давыдова
I отделение

Вечер виолончельной музыки

И.С.Бах (1685-1750). Прелюдия и Сарабанда из Сюиты №4  BWV 1010

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Лучия Костюк (виолончель)

Л.ван Бетховен (1770–1827). Соната №4 для виолончели и фортепиано
К.Давыдов (1838-1889). «Юмореска» ор.9 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Серафим Волков (виолончель)

К.Давыдов (1838-1889). Фантазия на русские темы ор.7

Исполняет – лауреаты международных конкурсов
Давид Ежов (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Людмила Набок
II отделение

Ф. Шуберт (1797-1828). Allegro moderato из Сонаты ля минор D 821
К.Давыдов (1838-1889). «У фонтана» ор.20

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Никита Киняев (виолончель)

П. Чайковский (1840-1893). Pezzo capriccioso op.62

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Владимир Орлов (виолончель)

Ф.Амосов (р.1988). «Ностальгия» ор.14
К.Давыдов (1838-1889). «Силуэты» ор.41
А.Вьётан (1820 - 1881). Фантазия на тему романса А. Алябьева «Соловей»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Федор Амосов (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Людмила Набок

IN ENGLISH

О программе концерта

Выдающегося виолончелиста Карл Юльевич Давыдов называют одним из основоположников русской школы виртуозов, проявившим себя как блестящий солист и ансамблист, выдающийся педагог и композитор, оставивший яркие, профессионально зрелые сочинения для виолончели.  Значение К. Ю. Давыдова в отечественной традиции трудно переоценить, черты его искусства во многом определили облик современного виолончельного мастерства. Поэтому сочинения музыканта «красной нитью» проходят через всю программу сегодняшнего концерта. Пьеса «Юмореска» входит в цикл «Три характеристические пьесы», ор. 9, созданный К. Ю. Давыдовым в молодости в 1860-1862 гг. (помимо «Юморески», в цикл включены также пьесы «Одиночество» и «Тарантелла»). Забавная «Юмореска» поражает шутливостью и грациозностью своего звучания.
К числу ранних произведений К. Ю. Давыдова относится и одночастная «Фантазия на русскую тему для виолончели и фортепиано», созданная в 1860 г. В основу сочинения положена тема романса А. Е. Варламова «Красный сарафан», чрезвычайно популярного в России и часто воспринимаемого как народная песня.  На ее основе К. Ю. Давыдов создает ряд вариаций – то лирических, то стремительно–виртуозных, словно обыгрывая широкий спектр эмоций, заложенных в выразительной теме.
Пьеса «У фонтана» входит в программный цикл «Четыре пьесы для виолончели и фортепиано» ор. 20, завершенный К. Ю. Давыдовым в конце 1860-х гг. (остальные пьесы цикла: «Воскресное утро», «У колыбели», «Вечерние сумерки»). «У фонтана» представляет собой музыкально-живописную зарисовку, раскрывающие столь любимые многими композиторами образы «игры воды» (М. Равель «Игра воды»; А. К. Власов романс «Фонтану Бахчисарайского дворца» и др.).
Цикл «Силуэты» ор. 41 создавался К. Ю. Давыдовым в последние годы жизни и был закончен в 1887 г. Программное содержание каждой из поэтических миниатюр обусловлено не только названием каждой из них, но и их своей предназначенностью. Все пьесы К. Ю. Давыдов посвятил четырем виолончелистам-современникам, трое из которых были его учениками: «Утром» – Роберту Гаусману, участнику Квартета Й. Иоахима, «Вальс» – Александру Вержбиловичу, «Ноктюрн» – Александру Кузнецову, «У озера Лугано» Альфреду Глену. 
Завершение линии К. Ю. Давыдова в сегодняшнем концерте связано с исполнением пьесы Федора Амосова «Ностальгия», написанной в жанре вальса и посвященной великому музыканту.
Шесть сюит для виолончели соло занимают в творчестве выдающегося немецкого представителя эпохи барокко И. С. Баха относительно небольшое место, однако, их роль в формировании жанра инструментального цикла весьма значима. Ни до, ни после Баха никто из композиторов не сумел создать в этом жанре ничего, приближающегося по художественному совершенству к данному уникальному циклу. По словам отечественного исполнителя Д. Шафрана, изучение баховских сюит «начинается у каждого музыканта с детства и продолжается до конца жизни». Отличающую жанр сюиты обычную последовательность танцев, характерных для баховской эпохи, композитор превращает в единое по художественному замыслу сочинение, где Прелюдия, Аллеманда и Куранта создают завязку действия, Сарабанда выступает его лирическим центром, Менуэт, Бурре и Гавот — жанровые сценки, а Жига становится финалом, обобщающим весь цикл. В то же время каждая из частей – яркая, самостоятельная пьеса, которую виртуозы часто включают в концертные программы. Сюита № 4 является одной из самых известных, и исполнение двух пьес – Прелюдии и Сарабанды – демонстрируют художественное и жанровое многообразие баховского инструментального стиля.
Соната для виолончели и фортепиано Людвига ван Бетховена № 4 – одна из пяти виолончельных сонат, написанных композитором. Ее создание датируется 1815 годом, периодом, когда композитор уже потерял слух. Бетховен посвящает сочинение графине Марии фон Эрдёди. В бетховенской рукописи Четвертая соната сопровождается авторской ремаркой «Свободная», определяющей особенности формы произведения: композитор в сочинении отходит от классических канонов сонатного цикла, не ставя указания частей, но выделяя разделы уточнениями темпа и характера. Вступительное Andante и Allegro vivace образуют условно первую часть, а Adagio, Tempo d'Andante и Allegro vivace — развернутую вторую часть. Свободная композиция Четвертой сонаты позволяет Бетховену создать цельный драматический образ, предстающий в разных ситуациях. Выразительная мелодика, яркая гармония, насыщенная виолончельная и фортепианная фактура обеспечивают камерному сочинению почти симфоническое звучание, достигающее в кульминациях небывалой силы.
Франц Шуберт — выдающийся австрийский композитор, один из основоположников музыкального романтизма, определивший направления, по которым шло развитие австро-немецкой музыки 19 века. Несмотря на недолгую жизнь, Шуберт создал множество произведений разных жанров, в числе которых – камерно–вокальные опусы (около 600 сочинений), 9 симфоний, камерно–инструментальных произведения, оперы, мессы, кантаты. В 1824 году ФШубертом была написана Соната для арпеджионе и фортепиано. Арпеджионе — струнный смычковый инструмент, сконструированный в 1823 году, который часто называли «гитара-виолончель» или «гитара любви», поскольку он близок виолончели по размеру и способу игры, но, подобно гитаре, имеет шесть струн и лады на грифе. Связь с гитарой также подчеркивалась предназначением инструмента сопровождать лирические высказывания композиторов и исполнителей. Название инструмента, от которого вскоре в концертной практике отказались, стало использоваться как название музыкального произведения, а само сочинение звучало в переложении для разных инструментов — в том числе для виолончели. В Сонате Шуберт остается верен себе. Три части Сонаты (I. Allegro moderato; II. Adagio; III. Allegretto) раскрывают богатство лирических настроений, выразительнейших мелодий, удивительных ансамблевых звучаний, всегда выделявших сочинения Шуберта среди других романтиков. Свое сочинение композитор посвятил Винценцу Шустеру – профессиональному гитаристу и арпеджионисту. В сегодняшнем концерте прозвучит первая часть произведения.
Количественно небольшое виолончельное наследие П. И. Чайковского включает, тем не менее, ряд художественно значительных произведений, к числу которых относится небольшая концертная пьеса Pezzo capriccioso  («pezzo» в переводе с итальянского означает «фрагмент»), созданная в 1887 году. Композитор посвятил ее своему ученику и другу виолончелисту А. А. Брандукову, который стал ее первым исполнителем. Пьеса является одним из самых светлых сочинений Чайковского, раскрывающих тонкий лиризм и глубокие человеческие чувства.
Имя выдающегося бельгийского скрипача и композитора Анри Вьётана было широко известно в Европе. Э. Изаи говорил, что «Вьётан – это гигант, заставляющий скрипку следовать дорогой романтизма, которую в литературе проложили Гюго, Бальзак, Готье. Он знал, что скрипка создана, чтобы очаровывать и волновать. Он чувствовал, что артист прежде всего должен обладать мыслями и эмоциональной силой». Деятельность Вьетана связана с Россией, где он неоднократно концертировал, а в 1846-1852 годах занимал в Петербурге место придворного солиста и солиста Императорских театров. Он выступал с концертами, преподавал в инструментальных классах Театрального училища, играл в квартетах петербургских музыкальных салонов. В России Вьетан создал ряд выдающихся произведений, в том числе 4-й концерт для скрипки с оркестром, пьесы на русские темы, среди которых – фантазия на темы оперы «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского, обработки для скрипки и фортепиано романсов и песен А. С. Даргомыжского, Фантазию на тему романса А.А. Алябьева «Соловей». Свое сочинение композитор строит как последовательность разнохарактерных вариаций на широко известную тему, придавая ей в каждом из разделов различные смысловые оттенки.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Федор Амосов