27
марта
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
300-350 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

Р. Шуман (1810-1856). 
Три фантастические пьесы для кларнета и фортепиано op.73

П. Сарасате (1844-1908) – Н. Бальдеру (р. 1979) 
Фантазия на темы оперы Ж. Бизе "Кармен"

Щ. Никифор (1954). "Карникс". Пьеса  для кларнета соло

К. Дебюсси (1862-1918).
Первая рапсодия для кларнета и фортепиано L.116 (124)
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Владимир Ершов (кларнет)
Партия фортепиано – дипломант международных конкурсов Елена Серова
II отделение

Л. ван Бетховен (1770–1827). Соната №8 для скрипки и фортепиано op.30№3

Э. Изаи (1858-1931). «Элегическая поэма» для скрипки и фортепиано op.12 
 
К. Сен-Санс (1835-1921) - Э. Изаи (1858-1931)  
Этюд в форме вальса для скрипки и фортепиано op.52№6

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Даниил Коган (скрипка)
Партия фортепиано – дипломант международных конкурсов Ирина Рюмина

IN ENGLISH

О программе концерта

Немецкий композитор и пианист Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. П.И.Чайковский писал об искусстве своего времени: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут “шумановским”». Среди многочисленных сочинений немецкого композитора особое место занимают произведения для различных инструментов, в которых он выступает как один из создателей современного направления. Романтическое начало связано как с содержанием пьес, так и их исполнением. Особой темой в произведениях Шумана становятся «фантазии», проявляющиеся в циклах разнохарактерных пьес и сопровождаемых автором иногда названиями (как в фортепианном цикле «Карнавал»), иногда – характеристикой настроений, как в Трех фантастических пьесах op. 73 для кларнета (или виолончели) и фортепиано, где миниатюры соединены по принципу контраста: 1. Zart und mit Ausdruck (Нежно и с выражением) 2. Lebhaft, leicht (Оживленно, легко) 3. Rasch, mit Feuer (Скоро, с огнем). Созданный в 1849 году, цикл существует во многих инструментальных версиях, где сольная партия поручается не только кларнету или виолончели, но и другим инструментам.
Выдающийся испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате считался одним из самых блестящих виртуозов своего времени, концертировавшим по всему миру, в том числе и в России (начиная с 1876 года). Многие композиторы считали за честь написать сочинения для Сарасате, в числе таких посвященных опусов — «Испанская симфония» Э. Лало, «Интродукция и Рондо каприччиозо» и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса. Известный скрипач Л. Ауэр писал: «Сарасате — феноменальное явление. Так, как звучит его скрипка, так она никогда и ни у кого не звучала». Для своего инструмента сам Сарасате создал множество сочинений, дающих возможность исполнителю продемонстрировать  виртуозную технику. Концертная фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» была написана в 1883 году, Сарасате постоянно, с неизменным успехом исполнял ее во время своих выступлений. В Концертную фантазию вошли следующие фрагменты популярной французской оперы:

  1. Антракт к 4-му действию.
  2. Хабанера Кармен (1 действие).
  3. Сегидилья Кармен (1 действие).
  4. Цыганская пляска (2 действие).

Известный французский кларнетист Николя Бандеру осуществил переложение Концертной фантазии, в настоящее время она входит в репертуар многих исполнителей.
Щербан Никифор – известный современный румынский композитор, виолончелист. Он получил музыкальное образование в Румынии и Германии, известен как автор сочинений во многих жанрах. В настоящее время он преподает в Национальном университете музыки в Бухаресте. Стиль музыки Щ. Никифора во многом эклектичен, в его сочинениях слышны отголоски неоромантизма, он вводит джазовые приемы, соединяя их с элементами византийского пения. Разнообразные инструментальные сочинения композитора включают пьесу для кларнета solo «Карникс» (“Carnyx”), написанную в 1984 году и посвященную отцу музыканта. Карникс – старинный кельтский духовой инструмент, сведения о котором восходят к далекой древности; когда–то он использовался в качестве сигнального. Композитор словно воссоздает образы далекого прошлого, привнося в звучание современный оттенок.
В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, вскоре исполненной на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение. Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность художественному направлению. Он раскрывает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
Десять скрипичных сонат Людвига ван Бетховена пользуются такой же известностью, как его фортепианные сонаты и симфонии. Прекрасный скрипач, Бетховен досконально знал возможности инструмента, предполагая их убедительное раскрытие в создаваемых опусах. Хотя и не сразу, но постепенно сонаты для скрипки все же завоевали признание исполнителей и слушателей, и это произошло еще при жизни композитора. Соната для скрипки и фортепиано №8 была  создана Л. Бетховеном в 1802 году в рамках опуса 30, включающего также предшествующие скрипичные сонаты № 6 и № 7. Свой опус Л. Бетховен посвятил русскому императору Александру I. Сделано это было композитором, вероятно, по совету русского посла в Вене графа А. Разумовского, с которым композитор был тесно связан. Соната для скрипки и фортепиано № 8 отличается особым, светлым колоритом, гармоничностью, подчеркнуто радостным настроением. Первая часть (Allegro assai) наполнена мягким юмором. Вторая часть (Tempo di Minuetto, ma molto moderato e grazioso) – выразительный менуэт, где роли скрипки и фортепиано словно меняются местами (Интересно, что в первом издании ор. 30 назывался «Сонаты для фортепиано в сопровождении скрипки»). Третья часть (Allegro vivace) написана в жанре контрданса – старинного европейского танца, истоки которого восходят к XVI веку и связаны с традицией «деревенского танца» (англ. –  countrydance). Бетховен неоднократно использовал данный жанр в своих сочинениях, в том числе – в финале Героической симфонии.
Бельгийского скрипача, дирижера и композитора Эжена Изаи называют одним из самых блестящих виртуозов, развивавших традиции романтического исполнительства. Пабло Казальс писал, что «имя Эжена Изаи всегда будет для нас означать самый чистый, самый прекрасный идеал артиста». Известность исполнителя и создателя, главным образом, произведений для скрипки сопровождает Изаи на протяжении всей жизни, и одно из ранних сочинений  «Элегическая поэма» сделало его популярным в Европе. Принадлежность сочинения жанру поэмы определяет его драматургические особенности: «Элегическая поэма» предстает как свободная одночастная композиция, построенная на смене контрастных эпизодов — от глубоко трагичных до вдохновенно полетных. Для композитора важно было придать произведению концертные черты, то есть усилить момент сопоставления солирующего инструмента и оркестра (или фортепиано). Скрипка — романтический образ одинокого героя и оркестр (фортепиано) как символ противостоящей ему толпы лишь иногда обретают общность звучания.
В 1877 году французский композитор Камиль Сен-Санс создает Шесть этюдов для фортепиано ор. 52, отличающихся особой виртуозностью и яркостью звучания. В каждую из пьес, помимо этюдного «технического задания», композитор вкладывает своеобразную программу, создавая необычную циклическую последовательность (1. Прелюдия. 2. Этюд для независимости пальцев. 3. Прелюдия и Фуга фа минор. 4. Ритмический этюд. 5. Прелюдия и Фуга Ля мажор. 6. В форме вальса). Последний этюд был аранжирован для скрипки и фортепиано скрипачом Эженом Изаи, современником и единомышленником Сен-Санса, активно пропагандировавшим его творчество. В результате виртуозная фортепианная пьеса обрела самостоятельную жизнь уже как произведение для скрипки, ставшее одним из самых знаменитых в репертуаре исполнителей.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.

А билеты на концерты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин