25
июня
Суббота
20:00
2016
Стоимость билетов:
500-1000 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
сольный концерт
Венсан Люка (флейта)
I отделение

И. С. Бах (1685-1750). Соната №1 для флейты и клавира си минор BWV1030
О. Мессиан (1908-1992). "Черный дрозд" 
Ф. Допплер (1821-1883). Венгерская пасторальная фантазия для флейты и фортепиано

II отделение

К. Ф. Э. Бах (1714-1788). "Гамбургская соната" для флейты и фортепиано Соль мажор
А. Хачатурян (1903-1978). Анданте из Концерта для флейты с оркестром ре минор
С. Прокофьев (1891-1953). Соната для флейты и фортепиано Ре мажор ор.94

Солист – Солист Оркестра Парижа, профессор Парижской Высшей Национальной консерватории
Венсан Люка (флейта)
Партия фортепиано – дипломант международных конкурсов Елена Серова

IN ENGLISH

О программе концерта

Значение духовых инструментов в творчестве И. С. Баха очень велико. Композитор широко использовал их в своих сочинениях, поручая им передачу важнейших эмоционально-образных и драматургических элементов звучания. Особенно ярко это проявилось в камерно-инструментальном наследии композитора, где представлены и произведения для флейты, в том числе – три флейтовые сонаты, написанные в Кётенский период в 1717-1723 годах. Они стали важной вехой в истории флейтового исполнительского искусства, хотя диапазон сольного инструмента здесь еще сравнительно небольшой. Соната си-минор для флейты и клавира (BWV 1030) решена композитором как традиционный для этой эпохи цикл из трех частей с подвижными крайними частями и медленной средней. Подвижные части в первую очередь раскрывают богатые возможности флейты: здесь отчетливо обозначены яркая образность, активность и динамика мелодии, сложность ритма с его бесконечной игрой синкопами и триолями — и в то же время разнообразные полифонические приемы в ансамбле с клавиром, тщательно проработанная фактура. Контрастная медленная часть (для нее введено указание: Largo e dolce - Протяжно и нежно) дают возможность исполнителю передать певучесть инструмента, поэтичность и легкость его звучания.
Один из крупнейших французских композиторов ХХ века Оливье Мессиан был известен и как выдающийся педагог, профессор Парижской консерватории, в классе которого учились П. Булез, П. Донохоу, Я. Ксенакис, К. Штокхаузен и другие известные музыканты. Многие свои сочинения Мессиан создал в связи с педагогической деятельностью, в том числе — знаменитую пьесу «Черный дрозд», написанную в 1951 году по заказу Парижской консерватории для выпускного экзамена класса флейты. Появление «птичьей» темы не было случайностью: Мессиан увлекался орнитологией, изучал голоса птиц и часто создавал сочинения подобного рода (например, в 1956-1958 годах им был написан «Каталог птиц» для фортепьяно, ударных и духовых в семи тетрадях). «Черный дрозд» был первым опусом, где композитор подражает птичьему голосу. Мессиан формирует в пьесе необычную композицию, состоящую из трех разделов, где второй является вариантом первого, третий же – самостоятельный. Звучание же флейты призвано не только имитировать голос птицы, но и демонстрировать богатые выразительные возможности ансамблевого инструментального звучания.
Австро-венгерский музыкант Франц Допплер завоевал известность как флейтист-виртуоз, композитор и дирижер, много сделавший для развития национального искусства Венгрии. Долгие годы он проработал в Венской опере и Венской консерватории. Ему принадлежит ряд опер на немецком и венгерском языках, многочисленные инструментальные сочинения, в первую очередь предназначенные для флейты. Для этого инструмента Допплер создавал различные фантазии на фольклорные темы, а также на темы Шуберта, Доницетти, Бетховена и других композиторов. Венгерской пасторальной фантазии для флейты и фортепиано (op. 26) суждено было стать самым популярным сочинением композитора, вошедшим в репертуар многих концертирующих флейтистов. Свободная одночастная композиция Фантазии основана на подлинных фольклорных венгерских темах, разных по характеру, темпераменту, образному решению. Допплер на их основе создает яркую музыкальную картину, давая возможность слушателям совершить волшебное путешествие по живописным уголкам Венгрии
Второй из пяти сыновей великого И.-С. Баха Карл Филипп Эмануэль (его называли «берлинский» или «гамбургский» Бах, поскольку долгие годы он работал в названных городах) известен в истории музыки как один из основоположников стиля классицизма. Искусство К. Ф. Э. Баха оказало влияние на творчество Гайдна и Бетховена, который выражал гению Баха «искреннее восхищение и уважение». Трехчастная соната Соль мажор для флейты была написана композитором в 1735 году, она представляет собой цикл, где медленная первая часть Andante сменяется подвижным Allegretto, а в качестве финала выступает Менуэт.
Арам Ильич Хачатурян  — выдающийся армянский композитор, профессор Московской консерватории, автор целого ряда получивших мировую известность инструментальных и театральных сочинений, среди которых на первый план выходят балеты «Гаянэ» и «Спартак». Его искусство опирается на напевы родной Армении, интонации народных песен и танцев пронизывают все творчество. Скрипичный концерт, написанный композитором в 1940 году, остается одним из самых репертуарных сочинений, показавшим образец гениального сочетания принципов европейского жанра и народного мелоса. Хачатурян отмечал, что фольклорную тему он рассматривает как «животворное зерно, как первоначальную интонационную ячейку, которую можно свободно и смело развивать, перерабатывать, обогащать». Позднее Хачатурян сделал переложение сочинения для флейты. Трехчастное строение Концерта позволило композитору создать контрастные картины жизни и быта своего народа, передать красоту земли. Средняя, лирическая часть Концерта Andante sostenuto воссоздает образ народного музыканта-ашуга, исполняющего бесконечно выразительный, редкий по красоте наигрыш-импровизацию. Хачатурян в своем сочинении широко использует интонационно-ритмические и ладо-гармонические особенности национального фольклора, виртуозно сочетая их с приемами европейской классической музыки.
Соната для флейты и фортепиано была написана С. С. Прокофьевым в 1943 году, но, несмотря на работу в военные годы, композитор создает светлое, оптимистичное произведение. Соната — это виртуозное, изящное, очень красивое сочинение, звучание которого всецело обусловлено возможностями флейты. Художественный строй Сонаты оказался созвучен многим опусам Прокофьева; здесь слышны отголоски «Ромео и Джульетты», интонации «Войны и мира» и других произведений. В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), затем оно предстает в третьей части (Andante), контрастом по отношению к ним обеим возникает вторая часть (Скерцо), наполненная столь характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение. Позднее композитор сделал редакцию этой Сонаты для скрипки и фортепиано.
Проф.З.М.Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин