23
июня
Суббота
17:00
2018
Стоимость билетов:
250 - 300 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
общедоступный концерт
Фортепианный марафон
I отделение

П.Чайковский (1840-1893). «Октябрь» из цикла «Времена года» op.37 bis
П.Чайковский (1840-1893). Размышление из цикла «18 пьес для фортепиано»
П.Чайковский (1840-1893) – С.Фейнберг (1890-1962).
Скерцо из Симфонии №6 «Патетической» ор.74

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Ключерева (фортепиано)
II отделение

И.Брамс (1833-1897). 6 пьес для фортепиано op. 118 (1893)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Владислав Федоров (фортепиано)

длительность 50 мин.

Другие концерты фортепианного марафона:
13.00 23 июня 2018
15.00 23 июня 2018

IN ENGLISH

БИЛЕТЫ БЕСПЛАТНО В ОБМЕН НА БОНУСЫ "СПАСИБО" ОТ СБЕРБАНКА

О программе концерта

Фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н.М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы эпиграфы. Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Включенной в программу концерта пьесе был дан следующий подзаголовок, передающий музыкальное настроение пьесы:
Осенняя песнь. Октябрь
(стихи А.К. Толстого)
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят...

 
В 1893 году, незадолго до кончины, П. И. Чайковский создал свое последнее фортепианное сочинение — цикл 18 пьес ор.72, состоящий из программных разнохарактерных миниатюр, которые композитор сопроводил названиями. Они дают возможность ощутить своеобразную биографичность пьес («Далекое прошлое», «Нежные упреки», «Элегическая песнь»), мимолетные ощущения («В манере Шумана», «В манере Шопена»), танцевальные сценки («Пятидольный вальс», «Мазурка для танцев»). Одной из самых известных в цикле стала пьеса «Раздумье» («Méditation»), построенная на теме, близкой по характеру русской народной песне. Композитор раскрывает тончайшие оттенки мелодии, используя все богатство гармонических и полифонических приемов. Поражает нюансировка пьесы: Чайковский использует динамический диапазон от рррр до fff, стремясь детализировать каждый выразительный штрих миниатюры.
Симфония № 6 — последняя в наследии П. И. Чайковского, написанная в 1893 году и прозвучавшая впервые под руководством композитора за несколько дней до его  кончины. Название «Патетическая» было предложено братом Модестом Ильичем. Симфония, с одной стороны, подводит итог творческим исканиям музыканта, с другой — обращена в будущее. Исследователь А. И. Климовицкий называет произведение «пророческим», отмечая, что «композитор затронул в ней такие грани человеческой психики, которые станут объектом художнического интереса только в XX столетии». Тема жизни и смерти, глубоко волновавшая композитора, воплощена здесь с поразительной силой, а парадоксальное соотношение частей объясняется новаторством драматургии сочинения. Третья часть симфонии Скерцо призвана передать и подчеркнуть красоту и мощь жизни, ее необыкновенную силу, стихию борьбы. Скерцо строится как переход от разрозненно возникающих мотивов к четко организованному маршу, колоссальному по звучанию, утверждающему грозное начало. Известный пианист композитор, пианист, педагог Самуил Евгеньевич Фейнберг сделал виртуозную фортепианную транскрипцию Скерцо, сумев сохранить в ней образный смысл и оркестровую красоту.
Фортепианная музыка, богатая по жанровому и образному содержанию, занимает большое место в творчестве Иоганнеса Брамса. Отношение к ней менялось на протяжении жизни композитора, в последние годы он стал все более тяготеть к камерной трактовке инструмента, создавая сравнительно небольшие фортепианные циклы. Главным жанром последних лет стало интермеццо – пьеса, предполагающая любое образное наполнение и форму. Поэтому все создававшиеся И. Брамсом в последние годы интермеццо различны по содержанию и настроению, они свободны в структурном решении. К тому же для композитора было важным включать в циклы, наряду с интермеццо, другие пьесы, словно оттеняющие звучание основных миниатюр (не случайно опус 118, как и опус 119, первоначально должен был носить название «Монологи и импровизации»). В фортепианном цикле опус 118 представлены четыре интермеццо, перемежающиеся балладой и романсом. Цикл открывается патетичным Интермеццо (пьеса № 1, Allegro non assai, ma molto appassionato), контрастом которому выступает лирико–философское Интермеццо (пьеса № 2, Andante teneramente). Сменяющая его Баллада (пьеса № 3, Allegro energico) звучит как динамичное, полное драматизма и скрытой силы повествование о героических событиях, а тревожно-возбужденное Интермеццо (пьеса № 4, Allegretto un poco agitato) воспринимается как монолог, где сопоставлены трагичные и светлые настроения. Выразительный, с элементами хоральности Романс (пьеса № 5, AndanteAllegretto grazioso) переходит в завершающее цикл импровизационное по характеру, глубоко трагичное Интермеццо (пьеса № 6, Andante, largo e mesto), в котором звучат отголоски темы «Dies Irae». Цикл был посвящен известной пианистке Кларе Шуман, близкому другу композитора.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин