22
ноября
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
350-500 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
"Высокий сезон"
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

И.Брамс (1833-1897). Соната №1 для фортепиано до мажор op. 1
Р.Штраус (1864–1949). "Образы-настроения", 5 пьес для фортепиано op. 9

II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Н.Мясковский (1881-1950). Соната №4 для фортепиано до минор, op. 27
П.Чайковский (1840-1893). Соната для фортепиано до-диез минор, op. 80
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Юрий Фаворин (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

К фортепианной сонате немецкий композитор–романтик Иоганнес Брамс обратился в юношеские годы, но ни одно из сочинений этого жанра Брамс не решился опубликовать. Лишь написанной в 1852-1853 годах Сонате До мажор композитор присвоил первый номер и обозначил ее как «опус 1» (созданная композитором чуть раньше Соната фа диез минор ныне известна как № 2); вскоре была закончена и Соната № 3. Роберт Шуман говорил, что он слышит в сонатах Брамса «завуалированные симфонии» – настолько мощным и драматургически насыщенным предстает инструментальный цикл. В Сонате № 1 героическое звучание первой (Allegro) и четвертой частей (Allegro con fuoco) контрастирует глубоко лирической второй части (Andante), написанной как цикл вариаций на тему старинной немецкой любовной песни «Verstohlen geht der Mond auf» («Крадучись, восходит луна»). Ее начальный текст композитор вписывает непосредственно в фортепианную партию, словно заставляя инструмент пропевать песенную тему. Её интонации очень важны для Брамса: они были слышны в темах первой части и войдут в тему финала. Третья часть Скерцо (Allegro molto e con fuoco), возникающая без перерыва после медленной части, несет в себе драматические черты, где элемент «con fuoco» («с огнем») оказывается решающим. Четвертая часть, написанная в форме рондо, становится закономерным драматическим итогом сложнейшего сонатного цикла. Композитор посвятил Сонату своему другу скрипачу И. Иоахиму.
В музыкальной культуре Германии конца XIX – первой половины XX века творчество Рихарда Штрауса становится одним из самых заметных явлений музыкального искусства. Работавший во многих жанрах, Р. Штраус стал во многом известным как автор ряда программных симфонических поэм, продолжающих традиции Г. Берлиоза и Ф. Листа. Меньшую известность обрели его фортепианные сочинения, хотя именно здесь Р. Штраус проявил себя как тонкий художник, яркий новатор, создавший средствами фортепиано волшебный звуковой мир. Написанный в 1884 году фортепианный цикл «Образы-настроения» раскрывает бесконечность мечтаний двадцатилетнего музыканта, сохраняющего и приумножающего богатство романтических представлений. Пять пьес цикла — это пять программных миниатюр, виртуозных, мелодически насыщенных, фактурно богатых. Композитор писал о своей музыке: «Я хочу доставлять радость и сам в ней нуждаюсь». Первая пьеса «Auf stillem Waldespfad» («На тихой лесной тропе») предстает как традиционная пейзажная зарисовка; вторая пьеса «An einsamer Quelle» («Возле укромного источника») — одно из самых красивых «лирических признаний» в наследии музыканта; третья пьеса решена композитором как легкое, стремительное Intermezzo, воспринимаемое как краткий уход от лирических настроений; четвертая часть «Träumerei» («Мечтания») возвращает эти лирические настроения начальных пьес, пятая же пьеса «Heidebild» («Поле») словно рисует пейзажные настроения, дающие покой и умиротворение.
Для Николая Яковлевича Мясковского, известного советского симфониста, жанр фортепианной сонаты стал своеобразным продолжением его поисков в области крупного инструментального цикла, и Соната № 4, созданная в 1925 году, может рассматриваться как одно из ярких подтверждений этого положения. Б. В. Асафьев говорил, что данное сочинение — «в полном смысле соната-симфония». Масштабный трехчастный цикл построен на сопоставлении разных по содержанию эпизодов: драматичная первая часть(Allegro moderato, irato), в темповом определении которой автором введена ремарка irato, т. е. «гневно», по характеру близка бетховенским драматическим страницам. Вторая часть (Andante ma non troppo quasi Sarabanda) носит несколько галантный танцевальный оттенок, благодаря элементам сарабанды, указание на которую композитор ввел в предваряющую ремарку. Мощный финал (Allegro con brio) близок по характеру скерцо-токкате, волны звучания которой буквально захлестывают слушателя. Лишь на короткий миг композитор возвращает тему побочной партии из первой части, словно напоминание об утраченном. Композитор посвящает Сонату своему другу — пианисту и композитору Самуилу Евгеньевичу Фейнбергу.
Фортепианная соната cis-moll относится к числу ранних сочинений П. И. Чайковского: она была закончена композитором еще во время обучения в Петербургской консерватории – в 1865 году. К этому времени им были написаны несколько романсов и хоров, Увертюра к драме А. Н. Островского «Гроза», несколько камерно-инструментальных пьес. Обратившись к жанру фортепианной сонаты, Чайковский поставил целью создать масштабное концертное произведение в русском стиле. Четырехчастная Соната не предполагалась как программное сочинение, но по характеру и настроениям она словно подготавливает Симфонию № 1, написанную через год; к тому же одна из частей Сонаты (скерцо) вошла в эту симфонию. Образы природы, драматические настроения и элегическая грусть сближают оба сочинения, в которых большую роль играют интонации русской песенности. Первая часть (Allegro con fuoco) построена на сочетании энергичной, волевой темы главной партии и мягкой, напевной темы побочной партии. Вторая медленная часть (Andante), в которой слышны прекрасные романсовые интонации, передает образы весеннего пробуждения. Блестящая третья часть Скерцо (Allegro vivo) своим стремительным движением, выразительными мелодическими подголосками, легкой фактурой создает ощущение полетности. Сохраняющий тот же темп Финал (Allegro vivo), напротив, предстает как торжествующий, жизнеутверждающий гимн. Чайковский очень критично относился к Сонате, считал «незрелой» и даже не разрешил ее издавать. Впервые Соната была опубликована уже после смерти композитора, и исследователи присвоили ей опус 80 («посмертный»).

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин