21
октября
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-600 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
симфонический концерт
I отделение

П.И.Чайковский(1840-1893).Симфоническая фантазия«Франческа да Римини»
С.Прокофьев (1891-1953). Концерт №2 для скрипки с оркестром ор.63

Солист – лауреат международных конкурсов
Айлен Притчин (скрипка)
II отделение

Л. Бернстайн (1918-1990). Увертюра к опере «Кандид»
С. Франк (1822-1890). Симфонические вариации для фортепиано с оркестром
Дж.Гершвин (1898-1937). Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Юрий Фаворин (фортепиано)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис

IN ENGLISH

 

О программе концерта

Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» на один из сюжетов «Божественной поэмы» Данте Алигьери была написана П. И. Чайковским в 1876 году и посвящена им ученику и другу, композитору С. И. Танееву. Сам Чайковский считал «Франческу да Римини» наиболее удачным из своих программных симфонических произведений. В рукописи партитуры композитор изложил программу сочинения (позднее она была немного изменена): «Данте, сопутствуемый тенью Вергилия, спускается во вторую область адской бездны. Воздух здесь оглашен стенаниями, воплями и криками отчаяния. Среди могильного мрака рвется и мечется буря. Адский вихрь неистово мчится, унося в своем диком кружении души людей, разум коих помрачила в жизни любовная страсть. Из бесчисленного множества кружащихся душ человеческих внимание Данте особенно привлекают две летящие в обьятиях друг друга прекрасные тени Франчески и Паоло. Потрясенный раздирающим душу видом юной четы теней, Данте призывает их и просит поведать, за какое преступление они подверглись столь ужасному наказанию.
Тень Франчески, обливаясь слезами, рассказывает свою печальную историю. Она любила Паоло, но была против воли выдана замуж за ненавистного брата своего возлюбленного, горбатого, кривого, ревнивого тирана Римини. Узы насильственного брака не могли заглушить нежную страсть Франчески к Паоло. Однажды они читали вместе роман о Ланселоте. “Мы были одни, — рассказывает Франческа, — и читали, ничего не опасаясь. Не раз мы бледнели, и смущенные наши взоры встречались. Но одно мгновение погубило нас обоих. Когда наконец счастливый Ланселот срывает первое любовное лобзание, тот, с которым уже теперь ничто не разлучит меня, прильнул губами к трепетным устам моим, и книга, раскрывшая нам впервые таинство любви, выпала из рук наших!..” В это мгновение неожиданно вошел супруг Франчески и ударами кинжала умертвил ее и Паоло. И, рассказав это, Франческа, в объятиях своего Паоло, снова уносится неистово и дико мятущимся вихрем. Охваченный бесконечной жалостью, Данте изнемогает, лишившись чувств, и падает как мертвый». Эта программа определила все ключевые моменты симфонической композиции, где представлены адская бездна, выразительнейший «Рассказ Франчески» (соло кларнета), прекрасная сцена любви, жесткие фанфары, обозначающие час расплаты и в конце вновь — адские вихри.
Второй концерт для скрипки с оркестром g-moll ор. 63 был задуман С.С. Прокофьевым как «концертирующая соната». Черты сонатности отчетливо проявляют себя в жанре концерта: он лишен внешней виртуозной «концертности», декоративности, в нем проводится выразительная, глубоко продуманная, детализированная работа с музыкальным материалом. Прокофьев избирает сравнительно небольшой состав оркестра, но дополняет его объемной группой ударных инструментов. Форма концерта – одна из самых стройных и продуманных у композитора, три его части скреплены периодическим проведением на протяжении цикла темы главной партии, служащей образным и интонационным стержнем сочинения.
Первая часть (Allegro moderato) начинается сразу с темы главной партии у солирующей скрипки — сдержанной и печальной, в которой слышны отголоски русской и украинской песенности. Вторая тема — нежная и изысканная — является своеобразным отголоском лирических тем балета «Ромео и Джульетта», над которым композитор работал в тот же период. Мощная, разноплановая разработка, где отчетливо прослушивается фантастический элемент, переходит в репризу, в которой обе темы приобретают повествовательный оттенок. Вторая часть (Andante assai) раскрывает иную сферу творческих интересов Прокофьева: он как бы воссоздает возвышенное звучание Andante в стиле Г.Ф. Генделя, дополненное оркестровкой, имитирующей старинный ансамбль. Третья часть (Allegro ben marcato), написанная в форме рондо-сонаты, по своему образному строю, по темпераменту снова рождает параллели с балетом «Ромео и Джульетта». Калейдоскоп настроений, эмоциональные переключения, танцевальные ритмы композитор выстраивает по нарастающей, завершая звучание неожиданным диссонансом, возникшим словно в результате удара по всем струнам одновременно.
Американский дирижер, композитор и пианист Леонард Бернстайн, родители которого были выходцами из России, формировался как профессиональный музыкант, во многом соприкасаясь с традициями русской школы: в Филадельфийском музыкальном институте Кертиса он занимался в классе рояля И. Венгеровой, в классе дирижирования — С. Кусевицкого, одним же из его кумиров был И. Стравинский. Особую известность Бернстайн приобрел как автор мюзикла «Вестсайдская история», обошедшего сценические подмостки многих стран мира. Но Бернстайном написан и целый ряд других сочинений разных жанров, в том числе оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения. В 1956 году Бернстайн по предложению драматурга Лилиан Хеллман и на ее либретто создал театральное сочинение «Кандид», которое в равной степени может быть названо оперой, опереттой или мюзиклом. В основу сочинения положен одноименный роман «Кандид, или Оптимизм» выдающегося французского писателя и просветителя 18 века Ф.–М. Вольтера, повествующий о наивном, открытом всему миру юноше Кандиде, оказавшемся в незнакомой ему обстановке буржуазного общества. Многоплановость и красочность действия, в котором легко узнаются современные реалии, обеспечили хотя и трудный, но шумный успех сочинения. Увертюра, во многом продолжающая традиции блистательных пьес Дж. Россини, стала самостоятельной, концертной пьесой, передающей мастерство композитора-симфониста.
Сезар Франк вошел в историю музыки как один из крупнейших французских композиторов второй половины XIX века. Концертирующий пианист, органист, крупнейший педагог, глава французского Национального общества музыки, Франк в наши дни известен как автор симфоний, симфонических поэм, опер и ораторий, камерных произведений и пьес для органа. Среди самых известных сочинений композитора обычно называют его Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (1885), отличающиеся особой одухотворенностью, яркостью письма, необычайной виртуозностью. В основу своего произведения композитор положил две контрастные темы: в первой, звучащей в партии солирующего фортепиано, отчетливо слышны скорбные оттенки, вопросительные интонации; вторая тема решена Франком в характере баллады. Последующее варьирование обеих тем — то контрастирующих друг другу, то приобретающих черты общности, то меняющих свой облик – дополняется их оркестровым варьированием, рождающим яркое, мощное звучание.
Имя американского композитора Джорджа Гершвина, автора многочисленных оперетт, мюзиклов, музыки для кино и театра, большинству слушателей известно, благодаря двум выдающимся сочинениям – опере «Порги и Бесс» (1935) и Рапсодии в стиле блюз для фортепиано с оркестром (1924). Двойное название сочинения связано с тем, что в английском оригинале "Rhapsody in Blue" оказываются представленными слово "blue" («голубой») и "blues" («лирическая, грустная песня»). Поэтому произведение называют и «Рапсодия в голубом», и «Голубая рапсодия», и «Рапсодия в стиле блюз».
Жанр рапсодии — свободного одночастного сочинения с чертами импровизационности – в творчестве разных композиторов очень часто опирается на подлинные народные темы, как это происходит в знаменитых Венгерских рапсодиях Ф. Листа. Гершвин же в свое сочинение вводит джазовые мотивы, не цитируя ни одной народной темы, создавая ярко национальное сочинение, сочетающее классические принципы и приемы джазовых импровизаций.
12 февраля 1924 года – день премьеры Рапсодии, который стал самой значительной датой в биографии Гершвина. Он играл партию солирующего рояля, поскольку Рапсодия по жанру своему близка фортепианному концерту. В первых рядах находились прославленные музыканты: С. Рахманинов, И. Стравинский, Я. Хейфец, Е. Цимбалист, Л. Стоковский. Прием Рапсодии был беспримерным. Исполнение оказалось триумфальным, солист и оркестр вызвали бесконечные овации. С этого дня Рапсодия в стиле блюз стала одним из самых исполняемых сочинений американской музыки.
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Айлен Притчин