16
ноября
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

К.М. фон Вебер (1786-1826). Концертино для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор ор.26

Солист – лауреат международных конкурсов
Владимир Ершов (кларнет)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

А.Глазунов (1865-1936). Концерт для саксофона с оркестром ми-бемоль мажор ор.109

Солистка – лауреат международных конкурсов
Юлия Биховец (саксофон)
II отделение

П.Чайковский (1840-1893). "Вариации на тему Рококо" для виолончели с оркестром ля мажор ор.33 (ред. В.Фитценгагена)

Солист – лауреаты международных конкурсов
Давид Ежов (виолончель)

О.Ланге (1851-1922). Concerto Marciale для тромбона с оркестром ре минор ор.16

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Бодосов (тромбон)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Раушан Якупов

IN ENGLISH

 

О программе концерта

Концерт для саксофона и струнного оркестра (Ми-бемоль мажор) А.К. Глазунова (1865-1936) написан композитором в последние годы жизни (1931) в период проживания его за границей. Концерт был посвящен Сигурду Рашеру - крупнейшему исполнителю на этом инструменте в XX веке. Концерт для саксофона был сравнительно редким жанром в исполнительском искусстве, ко времени его написания популярностью пользовалась лишь Рапсодия для саксофона с оркестром К. Дебюсси. Удачно найденные Глазуновым форма концерта, создание сбалансированного звучания, использование богатых возможностей нового для концертного репертуара инструмента определили успех сочинения, исполнение его всеми известными саксофонистами мира.
Одночастная форма произведения складывается из нескольких разделов, контрастных в образно-тематическом плане, где стремительные, динамичные эпизоды сопоставлены с медленными, распевными разделами. Саксофон выполняет очень большую роль: сольная партия этого единственного в Концерте представителя группы духовых – сложнейшая, раскрывающая все возможности инструмента, оказывается способной «противостоять» яркому звучанию струнного оркестра. Выразительная сольная каденция, построенная на интонациях основных тем Концерта и звучащая в среднем разделе, становится центром сочинения, его своеобразной кульминацией, отражающей новаторский характер опуса в целом.
 
В наследии немецкого композитора-романтика Карла-Марии фон Вебера произведения для кларнета играют важную роль; им создано два Концертино и два Концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Почти все они были написаны в течении одного, 1811 года. Важное место среди них отводится Концертино для кларнета с оркестром Ми-бемоль мажор. Создание Вебером сочинений для кларнета было во многом обусловлено дружбой с исполнителем-виртуозом Генрихом Бёрманом, который открыл композитору великолепные возможности кларнета. Вебер охотно включал кларнет в свои партитуры, поручая ему выразительные соло в оперных и симфонических опусах. Концертино (небольшой концерт) Ми-бемоль мажор обнаруживает целый ряд особенностей, характерных уже для романтического искусства: оно написано как масштабная одночастная композиция с внутренне контрастными разделами (1. Adagio ma non troppo. 2. Andante. 3. Allegro). Основные темы Концертино построены на интонациях немецких народных песен, естественно определивших особенности музыкального языка композитора во всех его сочинениях. В произведении очевидно стремление Вебера к созданию свободной, фантазийной композиции, столь значимой в творчестве всех романтиков.
 
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876–1877) П.И. Чайковский посвятил известному виолончелисту Вильгельму Фитценгагену, который многое сделал для редактирования сольной партии, в исполнении которого сочинение прозвучало впервые.
Называя свое произведение «Вариациями на тему рококо», Чайковский подчеркивал связь основной темы сочинения с искусством XVIII века, с его камерностью, миниатюрностью форм, отказом от сложности музыкального языка, обилием изысканных мелизматических украшений. Характер темы «Вариаций», близкий по звучанию темам «галантного» стиля, отразил увлечение композитором музыкой той эпохи, в первую очередь, В.А. Моцарта (позднее Чайковский еще не раз будет подчеркивать эти связи, они отчетливо проявятся в симфонической сюите «Моцартиана» и пасторали из «Пиковой дамы»).
Свое сочинение Чайковский выстраивает как изящный дивертисмент, где группы вариаций чередуются с чисто оркестровыми эпизодами или каденциями. Тема (не заимствованная, а написанная им самим), полная мелодического обаяния и лирической выразительности, многогранно представлена композитором в восьми вариациях. Партия виолончели, кажется, позволяет показать безграничные выразительные и технические возможности инструмента. Стиль сочинения подчеркивается и составом оркестра; камерный, истинной «моцартовский», оркестр создает изысканный фон для солирующей виолончели.
После исполнения «Вариаций на тему рококо» на фестивале в Висбадене в 1879 году Фитценгаген писал Чайковскому: «Мне доставляет громадное удовольствие сообщить Вам, что я произвел Вашими вариациями громадный фурор! Меня вызывали три раза даже во время исполнения, а после вариации Andante бурно аплодировали. Лист по поводу Вашего произведения заметил: “Вот это, наконец, настоящая музыка!”».
 
Концерты для тромбона — сравнительно редкое явление в музыкальной практике: особая сила звучания и специфический тембр инструмента не всегда вступают в гармоничное соединение с оркестром. Среди немногих исключений — Concerto marciale (условный перевод: «Концерт в маршевом стиле») американского композитора Отто Ланге, написанный в свободной одночастной форме. Маршевость выдерживается на протяжении всего сочинения; уже развернутое оркестровое вступление всячески подготавливает введение главной темы тромбона с ее характерным октавным ходом и четкой ритмической формулой; тема проводится многократно на протяжении экспозиции в разных вариантах. Контрастная ей побочная партия, хотя и выделяется иным, более мягким аспектом, сохраняет основной ритм, словно подчеркивая тесную связь обеих тем между собой. В конце разработки композитор вводит сольную каденцию, построенную все на той же главной теме, теперь уже звучащую как ее безусловное утверждение.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Владимир Ершов
Юлия Биховец
Давид Ежов
Александр Бодосов