15
декабря
Пятница
19:00
2017
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Г. Телеман (1681-1767). Фантазия №10 для флейты соло  TWV 40: 11
Л.ван Бетховен (1770–1827). Серенада для флейты и фортепиано op.41
К.Дебюсси (1862-1918) - Г.Браун (1932-2016).
«Песни Билитис» для флейты и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анастасия Федченко (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Евгений Савельев
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Д. Скарлатти (1685 - 1757). Соната ре минор «Пастораль» К.9, L. 413  
И.С. Бах (1685-1750). Прелюдия и фуга №18 соль-диез минор BWV 887
Л.ван Бетховен (1770–1827). Соната для фортепиано №30 ми мажор op.109
Ф Шопен (1810-1849). Скерцо №4 ми мажор ор.54

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Евгений Савельев (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Георг Филипп Телеман принадлежит к плеяде крупнейших представителей немецкой музыки эпохи барокко. Известный композитор и исполнитель, он дружески общался с семьей великого И. С. Баха. Многое из написанного Телеманом было известно его выдающемуся современнику и находило у него понимание и поддержку. Телеман был великолепным мастером полифонического письма, одновременно широко использовавшим в музыке гомофонно-гармонические приемы. Его сочинения опирались на темы фольклорных песен и танцев, они демонстрируют интересные приемы программности и звукоизобразительности. Перу Телемана принадлежит более 40 опер, множество кантат и ораторий, более 700 песен, около 170 концертов и ряд других сочинений. Особую популярность у слушателей получили инструментальные произведения Телемана, в том числе его 12 Фантазий для флейты соло, созданных в 1733 году. Включенная в программу концерта Фантазия № 10 фа-диез минор представляет собой одночастную композицию, включающую три раздела: размеренный, певучий первый (а Tempo giusto), стремительный, токкатный второй (Presto) и меланхоличный третий (Moderato).
В творчестве Л. ван Бетховена сохранилось несколько произведений, с названием «Серенада», предназначенных для разных инструментов. Широко известная Серенада для флейты и фортепиано ор. 41 – одна из них, возможно, наиболее известная. История ее появления весьма занимательна. В 1801 году  композитор создает Серенаду для флейты, скрипки и альта ор. 25, ранние наброски которой относятся к 1795 году. В 1803 году австрийский композитор и капельмейстер Ф. К. Кляйнхайнц (1772–1832) сделал переложение данной Серенады (а также написанной ранее Серенады ор. 8) для флейты и фортепиано, которые были одобрены Бетховеном. Однако своим издателям композитор пишет: аранжировки «сделаны не мной. Поэтому, хоть я их и просматривал, а местами очень основательно подправил, я никак не могу согласиться на то, чтобы Вы мне приписали их авторство; ибо Вы в этом случае солгали бы, а кроме того, у меня для подобной работы совершенно не хватило бы ни времени, ни терпения». Тем не менее, Серенады остаются для нас частью наследия Бетховена, они существуют соответственно как ор. 41 и ор. 42. Здесь композитор следует моцартовской трактовке термина «серенада», которое не обязательно предполагало «вечерней песни», а трактовалась как сочинение лирической тематики. В Серенаде ор. 41 композиция формируется по принципу семичастной сюиты. Первая часть Entrata («Вход») традиционная подготовка появления главного героя (композитор использует испанский термин, желая подчеркнуть торжественность и динамичность действия). Вторая часть Menuetto сохраняет характерные черты старинного танца, который однако преображается в двух его скерцозных trio, построенных на той же теме танца. Третья часть Allegro molto продолжает линию Менуэта, хотя включает лишь одно trio. Четвертая часть (Andante con Variazioni) – медленное Анданте с тремя вариациями и развернутой кодой. Пятая часть Allegro scherzando e vivace представляет собой легкое стремительное скерцо. Шестая часть Adagio – самая медленная, спокойная часть произведения, которая переходит в седьмую, заключительную часть Рондо (Allegro vivace e disinvolta), где указание на быстрый характер дополнено уточнением: «свободно, непринужденно».
В 1894 году в Париже был издан сборник эротической поэзии «Песни Билитис». Он был представлен как собрание античных текстов неизвестной ранее поэтессы Билитис, на самом же деле он принадлежал перу известного французского поэта конца 19 века Пьера Луи, создавшего замечательную стилизацию древних произведений. На тексты сборника Клод Дебюсси в 1898-99 годах создает вокальный цикл «Три песни Билитис», с успехом исполненный в зале Плейель. В 1901 году поэт задумал осуществить сценическое претворение стихов, где чтение должно было чередоваться с музыкальными эпизодами. Их автором согласился стать К. Дебюсси. В результате было создано сочинение «Песни Билитис: музыка для сопровождения чтения двенадцати стихотворений Пьера Луи», где главным стала декламация текстов в сопровождении двух флейт, двух арф и челесты. Представление состоялось лишь один раз. В дальнейшем Дебюсси не раз возвращался к этому материалу, создав, в частности, сюиту для фортепиано в четыре руки «Шесть античных эпиграфов» (1915). Г. Брауном сделано переложение этого сочинения для флейты и фортепиано, где «Песни Билитис» предстают в новом облике: здесь нет поэтических текстов, музыкальными средствами передается лишь их ощущение. В первой пасторальной пьесе «Мольба Пану, богу летнего ветра» юная пастушка (Билитис) просит послать ей вдохновение, во второй пьесе «К безымянной могиле» акцент сделан на траурных «колокольных» переборах, сопровождаемых необычными гармоническими сочетаниями. Третья пьеса «Чтобы ночь была благосклонна» переводит ощущение в другой ракурс: здесь появляются оттенки танцевальности. Красота и изящество женского танца показаны и в двух следующих пьесах –«Танцовщице с бубнами/кастаньетами» и «Египтянке», где проскальзывают восточные интонации. Музыкальная живопись последней пьесы «Благодарность утреннему дождю», построенной на остинатном движении секундами, создает образ ускользающего времени.
Итальянский композитор и клавесинист Доменико Скарлатти, творивший в эпоху барокко, в своих сочинениях предвосхитил многие открытия классицизма, заложив образные и структурные основы ряда музыкальных жанров. Большую часть своей жизни он провел в Португалии и Испании, где среди других им была написана основная группа сочинений, принесшая известность композитору — свыше 500 сонат. Они были созданы в основном для упражнений королевы Марии Барбары, которой Скарлатти давал уроки игры на фортепиано. Но сонатам было суждено сыграть важную роль в становлении жанра в различных национальных традициях. Соната ре минор (ее номер по каталогу Р. Киркпатрика — К. 1, по каталогу А. Лонго L. 413) открывает слушателям процесс формирования многих композиторских особенностей Д. Скарлатти. Это небольшое виртуозное одночастное сочинение, решенное в едином пасторальном ключе. Работа Д. Скарлатти в жанре сонаты преследовала во многом педагогические цели (не случайно автор объединял их названием «Экзерсисы»). Готовя в 1738 году к изданию первый сборник сонат, композитор предварил его предисловием, словно объясняя идеи и задачи сочинений: «Читатель, кто бы ты ни был – дилетант или профессионал, не жди в этих композициях глубокого замысла; это лишь затейливая музыкальная шутка, цель которой – воспитать в тебе уверенность в игре на клавичембало. Не корыстные намерения и тщеславие вынудили меня опубликовать их. Быть может, они будут тебе приятны, и тогда я охотно удовлетворю новые просьбы и постараюсь угодить тебе сочинениями еще более легкого и разнообразного стиля. Итак, подойди к этим произведениям как человек, а не как критик, и ты увеличишь свое удовольствие. Будь счастлив!».
Среди многочисленных сочинений Иоганна Себастьяна Баха особое место занимает «Хорошо темперированный клавир» — один из первых в истории музыки опытов художественного применения темперированного строя инструмента. Бах ставил совершенно определенную цель – ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями и продемонстрировать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым натуральным строем. Бах дважды обращался к этой идее, в результате чего им были созданы два тома «Хорошо темперированного клавира» (первый относится к 1722 году, второй — к 1744; оба тома объединяют произведения разных лет). В каждом томе представлено по 24 микроцикла, включающего по две пьесы — прелюдию и фугу в одной из 24-х тональностей, расположенных попарно по восходящей хроматической гамме. В фугах нашло отражение высокое мастерство Баха — непревзойденного полифониста, прелюдии же, в соответствии с названием жанра, рассматривались обычно как вступительный эпизод. Но Бах сумел на этой основе создать выразительные пьесы, несущие большой художественный смысл. Исполняемые в концерте Прелюдия и фуга соль диез минор из второго тома ХТК представляют характерный образец виртуозной Прелюдии и вдохновенно-религиознойтрехголосной Фуги, которая считается одним из высших образцов баховской полифонии. Она значительна по объему (143 такта), в ее основе – не одна, а две темы, контрапунктическая работа с которыми демонстрирует высшее мастерство автора.
Фортепианная соната № 30 Ми мажор ор. 109 выдающегося немецкого композитора Людвига ван Бетховена принадлежит к числу последних сочинений музыканта в этом жанре (всего им, как известно, написано 32 сонаты) и посвящена Максимилиане Брентано. Созданная в 1820 году, Соната в полной мере отразила черты позднего стиля Бетховена, что проявилось в более свободной трактовке сонатного цикла, введении самостоятельных эпизодов, усилении контраста между основными разделами. В сочинении преобладает лирическая образность, господствующая на протяжении цикла. Соната близка по характеру и строению к типу фантазии. Первая часть, в которой обозначено присутствие с самого начала двух контрастных элементов (Vivace ma non troppo Adagio espressivo), уходит от традиционного сонатного аллегро, свободно развивая основные темы. Вторая часть (Prestissimo) также разрушает каноническое строение: вместо обычного медленного лирического раздела звучит порывистое, стремительное скерцо с оттенком суровой героики. При изложении темы третьей части (Andante molto cantabile ed espressivo) Бетховен вводит, помимо итальянского обозначения, еще уточнение на немецком языке: «Gesangvoll, mit innigster Empfindung» («Певуче, с задушевнейшим чувством»). Эта часть композитором решена как цикл Темы с шестью разнохарактерными вариациями – то лирически-спокойными, то драматически-взволнованными, где используются многообразные гармонические, полифонические, фактурные приемы развития темы. Завершает цикл вариаций и сонату в целом последняя вариация, возвращающая слушателей к образам первой части и утверждающая ее основные идеи.
Скерцо № 4 Ми-мажор ор. 54 Фредерик Шопен написал в 1842 году. Оно – последнее из произведений данного жанра в творчестве композитора. Ранее скерцо преимущественно использовалось как часть сонатно-симфонического цикла, у Шопена же оно становится самостоятельной пьесой, содержание которой – остро-драматическое, многоплановое, с прекрасными лирическими эпизодами. Скерцо у Шопена в большинстве случаев преодолевает свое назначение быть «шуткой». Данное сочинение композитор создал после трагической смерти от чахотки одного из самых близких друзей Яна Матушиньского. Но это испытание, как и целый ряд других, вызвали к жизни сочинения, которые могут рассматриваться как нравственное преодоление невзгод, облеченное в драматичную, но жизнеутверждающую форму. Отсюда – и яркая мажорная тональность, и внутренняя сила, и виртуозность последнего Скерцо Ф. Шопена.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.

А билеты на концерты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин