13
марта
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
300-800 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
симфонический концерт
I отделение

А. Глазунов (1865-1936). 
Антракт и Испанский танец из балета "Раймонда" ор.52

А. Глазунов (1865-1936). Концерт для скрипки с оркестром ля минор ор.82
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Степан Стариков (скрипка)
II отделение

Л.ван Бетховен (1770–1827). Концерт №5 для фортепиано с оркестром op.73 

Солист – лауреат международных конкурсов
Юрий Фаворин (фортепиано)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Народный артист России Александр Скульский

IN ENGLISH

О программе концерта

Крупнейший русский композитор конца XIX – начала ХХ века Александр Константинович Глазунов, ученик и друг Н. А. Римского–Корсакова, долгие годы возглавлявший Санкт–Петербургскую консерваторию, вошел в историю отечественного искусства, в первую очередь, как автор выдающихся инструментальных и балетных сочинений. В 1896 году композитор получил заказ от директора Петербургских императорских театров И. А. Всеволожского на создание балета «Раймонда» на сюжет, основанный на средневековых французских рыцарских легендах. Работа, завершенная композитором в 1898 году, проходила в тесном сотрудничестве с известным балетмейстером М. И. Петипа, который выступил постановщиком спектакля. Сюжет, связанный с европейским и ориентальным искусством, позволил А. К. Глазунову создать в балете яркую галерею разнонациональных танцев, каждый из которых с художественной достоверностью передавал особенности народных традиций. Среди самых известных эпизодов балета – симфонический Антракт ко второй картине, воспринимаемый как вдохновенный гимн всепобеждающей любви. Контрастом ему выступает зажигательный Испанский танец, основанный на характерных фольклорных ритмах.
Симфонии, программные симфонические опусы, а также инструментальные концерты А. К. Глазунова отражают стиль и характер русской музыки своего времени, опирающиеся на национальные традиции в их блистательном сплавлении с достижениями европейского искусства. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, созданный в 1904 году, стал первым и единственным сочинением данного жанра в творчестве А. К. Глазунова, возникшим как своеобразный антипод уже задуманной к тому времени монументальной Восьмой симфонии. Концерт создавался в тесном контакте с выдающимся скрипачом, первым исполнителем сочинения Леопольдом Ауэром, которому оно и было посвящено. Концерт отличается необычайной эмоциональной глубиной, мягкостью лирического высказывания, особой, не столь часто встречавшейся у А. К. Глазунова ранее, выразительностью и протяженностью основных мелодий. Композитор в одном из писем к Н. А. Римскому–Корсакову сам пишет о строении Концерта:  «Форма такая: Allegro molto Moderato – изложение тем и заключительная партия; переход к AndanteDes dur); маленькая разработка, повторение изложения тем в сокращенном виде и каденция (род трехголосного фугато для скрипки solo); наконец, финал в сжатой форме рондо».
Произведение состоит из трех разнохарактерных частей, идущих без перерыва, что создает ощущение одночастности композиции. Необычно и драматургическое решение: медленное движение в начале постепенно все более ускоряется, достигая апогея в финальной части. Концерт открывается темой главной партии первой части (Moderato), проводимой у солирующей скрипки на фоне ровного аккордового аккомпанемента. Протяженная, ритмически прихотливая элегическая тема широкого диапазона, движение которой охватывает полторы октавы, воспринимается как выражение нежного чувства (ремарка композитора: dolce espressivo). Тема побочной партии, словно продолжающая образы основной темы, усиливает светлые настроения. Вторая часть (Andante sostenuto) – еще одна лирическая страница сочинения, после ее изложения композитор возвращает темы первой части. Завершается данная часть развернутой каденцией солиста. Третья часть (Allegro) – блестящее рондо, в котором отчетливо слышны танцевальные элементы, образно связанные с балетными опусами композитора.
Пятый концерт для фортепиано с оркестром Es-dur (op. 73) был закончен Л. ван Бетховеном в 1809 году и посвящен эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, высокому покровителю и ученику композитора. Современники назвали произведение «Большой концерт» (иногда концерт называли также «Император»), во-первых, из-за масштабов (его первая часть протяженнее даже грандиозных первых частей Пятой и Девятой симфоний), во-вторых, из-за образного содержания сочинения. Концерт оказывается близок колоссальной симфонии по сверхъестественной силе, героической энергии, по виртуозности партии солиста. Время работы над Концертом совпало с тяжелым периодом войны с Наполеоном. Бетховен писал своему издателю: «Какое кругом разрушение и опустошение! Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий...». Военные события в Европе находят отражение в развернутой первой части (Allegro), наполненной, с одной стороны, драматизмом и победной мощью главной партии и неизбывной лирикой побочной партии, которая в процессе развития тоже приобретет героический оттенок. Вторая, медленная часть (Adagio un poco moto) с ее прекрасной лирической темой, раскрывающей хрупкий романтический образ, погружает слушателя в контрастный мир вечной красоты и женственности. Финал (Allegro) переводит звучание в сферу народного празднества, но не скромного сельского, а исполинского, в который вовлечены огромные народные массы.
 
 Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин