11
апреля
Суббота
19:00
2015
Стоимость билетов:
200-400 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д.30
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 571-83-33
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
Участники XV Международного конкурса им.Чайковского
I отделение

И. Брамс (1833-1897). "Вариации на тему Гайдна" Си бемоль мажор
 
Й.Гайдн (1732-1809). Концерт для виолончели с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Стадлер (виолончель)
II отделение

В.А.Моцарт(1756-1791). Увертюра к опере "Милосердие Тита"
 
В.А.Моцарт(1756-1791). Концерт №4 для скрипки с оркестром

Солистка – лауреат международных конкурсов
Любовь Стекольщикова (скрипка)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный деятель искусств РФ Александр Полищук

ENGLISH

О программе концерта

Вариации для симфонического оркестра на тему Й. Гайдна были написаны Иоганнесом Брамсом в 1873 году. В основу сочинения была положена тема паломников «Хорал святого Антония», использованная Гайдном столетие назад во второй части Дивертисмента для духовых инструментов. На основе этой темы Брамс выстраивает цикл из восьми разнохарактерных вариаций, завершающихся финальной пассакальей. Ведущим принципом последования частей становится чередование лирических и скерцозных настроений, где тема, представленная во всем блеске фактурного и оркестрового письма, каждый раз приобретает новые образные черты. Самой значимой частью сочинения становится финал-пассакалья, где, в соответствии с законами старинного жанра (вариации на бассо-остинато), на основе пятитактовой темы хорала последовательно выстраиваются уже свои 16 вариаций с кодой. Такое решение завершающей части предвосхищает будущий финал Симфонии № 4 Брамса, также представленный как пассакалья.
В значительном по масштабам инструментальном наследии Йозефа Гайдна жанр инструментального концерта занимает основное место. Всего композитором написано 35 сочинений для разных инструментов, но известность приобрели лишь немногие из них. Концерт для виолончели с оркестром № 1 был написан композитором предположительно в 1765 году для своего друга Й. Вейгля, бывшего основным виолончелистом в оркестре князя Н. Эстергази. В наши дни о Концерте стало известно лишь в 1961 году, когда в Пражском национальном музее были обнаружены ноты этого произведения. Концерт относится к числу ранних сочинений Гайдна, он создавался в период работы композитора над симфониями № 7 и № 8, но в нем уже отчетливо проявляются черты инструментального мышления музыканта. Гайдн, с одной стороны, продолжает барочные концертные традиции, с другой уже четко обозначает форму сонатно–симфонического цикла. Трехчастная структура Концерта (I. Moderato. II. Adagio. III. Allegro) предвосхищает строение многих сочинений композитора. Первая часть с ее активным ритмическим движением и выразительной партией солиста переходит в спокойную, умиротворяющую вторую часть, и все завершается блестящим, виртуозным финалом.
Вольфганг Амадей Моцарт – один из самых блистательных композиторов мирового музыкального искусства, представитель венской классической школы, творчество которого определило пути развития музыки на все последующие времена. Моцарт работал во всех музыкальных жанрах, в каждом из них достигнув небывалых высот. «Милосердие Тита» — опера-seria, одна из двух последних опер, предшествующая «Волшебной флейте». Она создавалась композитором в 1791 году на заказ и была приурочена к коронации императора Леопольда II. В основе оперы, созданной всего за 18 дней, лежит популярная пьеса П. Метастазио, переделанная в соответствии с требованиями жанра.
Сюжет повествует об римском императоре Тите Флавии Веспасиане (1 век н. э.), который участвует в сложных государственных событиях, что не мешает активно развиваться его лирическим отношениям с прекрасными дамами. Заговоры, сожжение Капитолия, осуждение на казнь, занимающие значительное место в сюжете, дают возможность герою проявить великодушие и милосердие, прощающего своих врагов. Увертюра к опере была написана последней, она включает основные темы и образы оперы и звучит весьма торжественно.
В. А. Моцарт выступил как создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром, написав множество сочинений для разных инструментов, отразивших блестящее мастерство Моцарта-симфониста и раскрывающих художественные и технические возможности инструмента.
Пять концертов для скрипки с оркестром были созданы девятнадцатилетним композитором в течение одного 1775 года. Они отражают стремительный взлет исполнительского искусства Моцарта. О его высоком уровне свидетельствуют строки из письма Леопольда Моцарта к сыну: «Ты сам не подозреваешь, как ты хорошо играешь на скрипке; стоит тебе самому себя оценить по достоинству, стоит тебе вложить в свою игру отделку, сердечность и дух, право, ты был бы первым скрипачом в Европе». Если первые концерты еще только обозначали черты стиля композитора, то последующие стали уже классическими образцами жанра скрипичного концерта. Особенно выделяется в этом отношении Концерт № 4 — совершенный по форме, по драматургии трехчастного цикла (1. Allegro. 2. Andante cantabile. 3. Rondeau: Andante grazioso). Композитор подчеркивает контраст основных тем сочинения, усиливает виртуозное начало в партии скрипки, выстраивает поразительный диалог солиста и оркестра, усложняет структуру каждой части. Тем самым Моцарт приближает Концерт по звучанию к лучшим своим симфониям.
 
Проф.З.М.Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин