11
марта
Среда
19:00
2020
Стоимость билетов:
300 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.34
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 272–44–41
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт

СМОТЕРТЬ ОНЛАЙН

Л. ван Бетховен (1770-1827).
Соната №30 для фортепиано ми мажор ор.109  
  Рондо для фортепиано соль мажор op. 51№2

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Владислав Федоров (фортепиано)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ш. Видор (1844-1937).
Интродукция и рондо для кларнета и фортепиано си-бемоль мажор ор.72
 
П. Санкан (1916-2008). Сонатина для кларнета и фортепиано ре мажор (1963) 

Исполняет – лауреат международного конкурса
Остап Ломако-Рупасов (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Владислав Фёдоров

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Дж. Боттезини (1821-1889)
Интродукция и вариации на тему итальянской народной песни
"Венецианский карнавал"  для контрабаса и фортепиано
 
Р. Глиер (1875-1956). Две пьесы для контрабаса и фортепиано op.9
Интермеццо - Тарантелла

Исполняет – лауреат международного конкурса
Арсений Газизов (контрабас)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Владислав Фёдоров

IN ENGLISH

О программе концерта

Фортепианная соната № 30 выдающегося немецкого композитора Людвига ван Бетховена принадлежит к числу последних сочинений музыканта в этом жанре (всего им, как известно, написано 32 сонаты) и посвящена Максимилиане Брентано. Созданная в 1820 году, Соната в значительной мере отразила черты позднего стиля Бетховена, что проявилось в более свободной трактовке сонатного цикла, введении самостоятельных эпизодов, усилении контраста между основными разделами. В сочинении преобладает лирическая образность, господствующая на протяжении цикла. Соната близка по характеру и строению к типу фантазии. Первая часть, в которой обозначено присутствие с самого начала двух контрастных элементов (Vivace ma non troppo — Adagio espressivo), уходит от традиционного сонатного аллегро, свободно развивая основные темы. Вторая часть (Prestissimo) также разрушает каноническое строение: вместо обычного медленного лирического раздела звучит порывистое, стремительное скерцо с оттенком суровой героики. При изложении темы третьей части (Andante molto cantabile ed espressivo) Бетховен вводит, помимо итальянского обозначения, еще уточнение на немецком языке: «Gesangvoll, mit innigster Empfindung» («Певуче, с задушевнейшим чувством»). Эта часть композитором решена как цикл Темы с шестью разнохарактерными вариациями – то лирически-спокойными, то драматически-взволнованными, где используются многообразные гармонические, полифонические, фактурные приемы развития темы. Завершает цикл вариаций и сонату в целом последняя вариация, возвращающая слушателей к образам первой части и утверждающая ее основные идеи.
В 1797 году Л. Бетховен создает два образно контрастных Фортепианных рондо ор. 51 – № 1 Moderato e grazioso (до мажор) и № 2 Andante cantabile e grazioso (соль мажор), второе из которых издавалось в дальнейшем с посвящением графине Генриетте Лихновской, сестре Карла Лихновского, мецената и покровителя композитора. Рондо, к которому Л. Бетховен обращается регулярно, под пером композитора приобретает статус самостоятельной пьесы. Они могут создаваться как энергичные пьесы (ярким примером является «Ярость по поводу утерянного гроша»), так и лирические, к которым относится Рондо ор. 51 № 2. Оно раскрывает особенности раннего периода творчества композитора. В пьесе представлены два разных плана – лирическая напевность и подвижная грациозность, оттеняющих и дополняющих друг друга.
Шарль-Мари Видор — известный французский композитор, органист. Он много лет преподавал в Парижской консерватории, совмещая педагогику с должностью органиста в одном из парижских храмов. Созданные им сочинения для органа в значительной степени повлияли на произведения других жанров, несущие на себе отпечаток тембрового богатства и выразительности фактуры. К ним относятся написанные Ш.-В. Видором в 1898 году Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано ор.72, предназначенные для программы одного из конкурсов. Концертный жанр «Интродукция и Рондо» получил особое распространение в творчестве французских композиторов, художественным образцом для которого послужили созданные в 1863 году знаменитые Интродукция и Рондо-каприччиозо для скрипки и фортепиано К. Сен-Санса. Сочинение Ш.-М. Видора образует крупный двухчастный цикл, где Интродукция выполняет роль развернутого вступления, а Рондо — блестящей концертной пьесы, в которой перед солистом открываются богатые возможности для раскрытия художественно-образных и виртуозно-технических особенностей инструмента. Композитор посвящает сочинение Сирилу Розу, профессору Парижской консерватории по классу кларнета.
Современный французский пианист, композитор и педагог Пьер Санкан известен, в первую очередь, как выдающийся ансамблист, выступавший со многими крупнейшими европейскими исполнителями. Собственные сочинения Санкана связаны с разными жанрами (он написал оперу, балеты, камерные и концертные произведения), но большую известность получила в первую очередь его Сонатина для кларнета и фортепиано (1963). Небольшая по размерам одночастная композиция сохраняет традиционное соотношение разделов (Allegro – Andante Vivo), каждый из которых несет неповторимые черты изящного французского стиля, созвучного принципам знаменитой «Шестерки». К тому же автор широко применяет джазовые ритмы, придающие звучанию светлый, оптимистический характер.
Репертуар произведений для контрабаса исторически сложился по преимуществу из переложений для него сочинений для других инструментов. Опусов, написанных непосредственно для контрабаса, сравнительно немного, среди них — творения итальянского музыканта Джованни Боттезини. Его часто называют одним из самых выдающихся исполнителей-контрабасистов, крупнейшим виртуозом, представителем романтического стиля. Он концертировал по всему миру, выступая в 1866 году и в Санкт-Петербурге. Рецензент газеты «Голос» тогда писал: «Он поразил нас, играя разные мелодии, как на флейте, будто бы сотня соловьев была заперта в его контрабасе. Откуда брались его флажолетные пассажи; как он добивался того, что его пальцы переносились по грифу вверх и вниз, подобно пчелиному рою, то сжимая его огромными тисками, то извлекая ворчанье музыкального грома, причем, кажется, совершенно не меняя при этом выражения лица и глядя на публику спокойно, даже зловеще; как его смычок двигался с быстротой света». Боттезини создал сочинения разных жанров (в том числе оперы, концерты), отдавая несомненное первенство «своему» инструменту. Для контрабаса им написано множество опусов — от миниатюр до масштабных концертных сочинений. В основу Интродукции и вариаций на тему итальянской народной песни «Венецианский карнавал» для контрабаса и фортепиано Дж. Боттезини положена популярная мелодия, не раз становившаяся основой для профессиональных произведений. Одним из самых значительных среди них была пьеса скрипача-виртуоза Н. Паганини «Венецианский карнавал», отзвуки который слышны в сочинении Дж. Боттезини. Сочинение структурировано как начальная Интродукция, где фортепиано словно подготавливает основные события. Далее вводится основная тема, которая получает многогранное воплощение в последующих восьми вариациях. Каждая из них технически виртуозна, построена на разных фактурных приемах, что позволяет  исполнителям продемонстрировать многогранные возможности инструмента. Известным контрабасистом Александром Васильевичем Михно была сделана исполнительская редакция сочинения, которая и прозвучит в сегодняшнем концерте.
Имя Рейнгольда Морицевича Глиэра тесно связано с историей становления и развития русско-советской композиторской школы. Выпускник Московской консерватории, а позднее ее профессор, Р. М. Глиэр многое сделал для развития отечественных театральных и инструментально-симфонических жанров. Ему принадлежат знаменитые балеты «Красный мак» (1927), «Медный всадник» (1949), ряд опер. Еще в ранние годы композитором были созданы Две пьесы для контрабаса и фортепиано ор. 9 (1900), к которым позднее будут добавлены еще две пьесы ор. 32, в целом образовавшие яркий инструментальный цикл. Своими пьесами Р. М. Глиэр во многом заложил в отечественной музыке основы контрабаса как концертного инструмента, которому в равной степени подвластны и лирические пьесы, как Интермеццо, и стремительные, как Тарантелла.
Профессор З. М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин