10
июня
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
К 200-летию А.Сакса
I отделение

А.Глазунов (1865-1936). Квартет для саксофонов ор.109а
Исп. Владимир Устьянцев, Тумен Дондуков, Станислав Пялов, Михаил Трошин

А.Вивальди (1678-1741). Соната для виолончели и баса континуо
Исп. Михаил Трошин

У.Олбрайт (1944-1998). Соната для саксофона и фортепиано
Исп. Владимир Устьянцев, Тумэн Дондуков

И.С.Бах (1685-1750)."Нон-стоп" Прелюдии из виолончельных сюит №2 и №5
Исп. Станислав Пялов, Владимир Устьянцев

К.Лаба (p.1952)."Hard" для саксофона-тенора соло
Исп. Станислав Пялов

II отделение

А.Дезенкло (1912-1971). Прелюдия, Каденция и Финал
Исп. Владимир Устьянцев

Р.Бутри (р.1932). Дивертисмент
Исп.Станислав Пялов

Д.Соули (р.1962). Лабиринт для саксофона-альта соло
Исп. Тумэн Дондуков

Ж.Ривье (1896-1987). Grave et Presto для квартета саксофонов

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Владимир Устьянцев (саксофон)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Тумэн Дондуков (саксофон)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Станислав Пялов (саксофон)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Михаил Трошин (саксофон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Мария Немцова

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ АНСАМБЛЯ САКСОФОНОВ - НАРОДНАЯ АРТИСТКА РОССИИ, ПРОФЕССОР МАРГАРИТА ШАПОШНИКОВА

 

О программе концерта

В начале 1840-х годов семейство духовых оркестровых инструментов пополнилось саксофоном, которому было присвоено имя его создателя, бельгийского изобретателя музыкальных инструментов Адольфа Сакса (1814-1894). Соединив в себе пластичность деревянных духовых и динамический диапазон медных духовых, саксофон постепенно стал полноправным участником духовых и симфонических партитур, позднее его назвали «королем джазовых инструментов». К тому же расширялся репертуар сочинений, создававшихся для саксофона — как оригинальных, так и в виде переложений сочинений для других инструментов.
Квартет для саксофонов создавался А. К. Глазуновым в период эмиграции и был завершен в 1932 году, когда музыкант жил во Франции. Знакомство с прекрасными исполнителями-саксофонистами подвигло композитора на создания необычного сочинения. В одном из писем Глазунов писал: «Эти инструменты очень звучны и сильны и в оркестре даже покрывают обычные духовые инструменты. В духовом оркестре Национальной гвардии имеются превосходные солисты на саксофонах». Музыканты, о которых пишет композитор, были первыми исполнителями, а сам Квартет посвящен Французской национальной гвардии. В целом сочинение решено в традиционном для Глазунова стиле, хотя и с привнесением новых элементов. Так в первой части Allegro, Piu mosso слышны элементы джаза («немного американисты», как отмечал Глазунов), вторая часть Andante решена как небольшой цикл вариаций на тему хорального склада, а венчает сочинение динамичный, моторный финал (Allegro moderato, Piu mosso).
Необычайная насыщенность творчества венецианского музыканта 18 века Антонио Вивальди связана его работой в разных жанрах, где одно из центральных мест занимала соната. Композитор писал для многих инструментов, в первую очередь, струнных, формируя в них характерный стиль своего времени и открывая новые возможности инструментального исполнительства. В дальнейшем многие сонаты Вивальди аранжировались для других инструментов, сохраняя при этом содержательность и звуковую красоту. Так произошло и с одной из его сонат для виолончели, которая в переложении для саксофона приобретает, благодаря новому тембру, особое очарование.
Уильям Олбрайт — органист, пианист и композитор — принадлежит к числу хорошо известных в США музыкантов, произведения которых включаются в программы многих концертов. Его деятельность во многом связана с опытами в области электронной музыки, а написанные им сочинения отмечены соединением приемов атональности и поп-музыки. Эта особенность отличает и Сонату для саксофона и фортепиано, решенную композитором в остро национальном ключе.
В творчестве И. С. Баха произведения для виолончели представлены рядом новаторских сочинениях, среди которых следует выделить Шесть сюит для виолончели соло (1717-1723 гг.). Каждая из них построена как череда танцев, которым предшествует Прелюдия. Выделенные из своих циклов и соединенные Прелюдии из Сюиты № 2 (ре минор) и Сюиты № 5 (до минор), в переложении для саксофона, формируют новый условный цикл, где каждая из выразительных пьес дополняет и оттеняет другую.
В творчестве композиторов второй половины 20 – начала 21 века саксофон приобретает уже ультрановаторское звучание, открывая совершенно неожиданные тембровые горизонты. Так происходит в пьесе Кристиана Лабы для саксофона-соло «Hard» («Тяжелый»). Здесь автор словно предоставляет исполнителю полную свободу высказывания, а слушателю — право воспринимать и ощущать услышанное.
Цикл французского композитора Альфреда Дезенкло для саксофона и фортепиано «Прелюдия, каденция и финал» был написан в 1956 году. Сочинение возникло в результате сотрудничества со знаменитым саксофонистом Марселем Мюлем (1901-2001) и стало одним из самых известных в творчестве и  того, и другого музыканта. Композитор, испытавший сильное влияние, с одной стороны, импрессионистов, с другой — И. Стравинского, создал колоритное инструментальное сочинение, в котором соединились различные по образному содержанию и по техническим возможностям пьесы: несколько аскетичная Прелюдия с ее импровизационным характером, виртуозная Каденция, построенная на последовательном сольном выступлении саксофона и фортепиано, динамичный токкатный Финал.
С деятельностью М. Мюля связано и создание Дивертисмента для саксофона в сопровождении оркестра или фортепиано еще одного известного французского композитора, пианиста, дирижера Роже Бутри. Сочинение было написано в 1864 году. Избирая жанр дивертисмента (в переводе с французского — увеселение, развлечение), композитор словно определяет свободу и непринужденность в показе материала. Трехчастная форма с привычным последованием частей (Allegro ma non troppoAndantePresto) в действительности представляет галерею разнохарактерных образов, передаваемых с чисто французским изяществом и грацией.
Дэвид Соули — американский музыкант, уроженец Панамы, получивший профессиональное образование в США. Им написаны сочинения для разных инструментов, удостоенные самых престижных премий Америки. Лабиринт III, созданный для саксофона соло, представляет собой пятичастную композицию с контрастным чередованием разделов и демонстрацией богатого спектра технических возможностей инструмента.
Жан Ривье был известным французским композитором, развивавшим в своих сочинениях преимущественно классические традиции. В течение ряда лет он преподавал в Парижской консерватории, был известен многими сочинениями, написанными для различных составов. Ривье был одним основателей музыкального общества «Тритон», пропагандировавшего новые сочинения разных авторов. Композитору принадлежит целый ряд произведений с участием саксофона, выступающего в качестве как солирующего, так и ансамблевого инструмента. Наибольшую известность получил диптих для квартета саксофонов Grave et Presto (Molto lentoMolto vivo), завершенный композитором в 1939 году, где традиции ансамблевого музицирования получают развитие в составе, необычном для классической, но характерном для современной музыки.
Проф.З.М.Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Тумэн Дондуков
Станислав Пялов
Михаил Трошин