10
апреля
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

И. С. Бах (1685-1750). Сюита для виолончели соло №3 до мажор BWV 1009

В. Якубенас (1904-1976). "Серенада" для виолончели и фортепиано 

К. Дебюсси (1862-1918). Cоната для виолончели и фортепиано  L.135

Ж. Дюкро(1974). "Анкор" для виолончели и фортепиано

Г. Кассадо(1897-1966). "Реквиеброс" для виолончели и фортепиано 
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Серафим Волков (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

Г.Ф. Телеман (1681-1767). Фантазия для флейты соло №8 ми минор TWV 40: 9

И. С. Бах (1685-1750).
Соната для флейты и бассо континуо до мажор BWV1033

Э. Шульхоф (1894-1942). Соната для флейты и фортепиано (1927)

Г. Форе (1845-1924). Фантазия для флейты и фортепиано op.79
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Иванова (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

IN ENGLISH

О программе концерта

Шесть сюит для виолончели соло, созданных в 1717–1723 годах, занимают в творчестве выдающегося немецкого представителя эпохи барокко И.С. Баха относительно небольшое место, однако, их роль в формировании жанра инструментального цикла весьма значима. Ни до, ни после Баха никто из композиторов не сумел создать в этом жанре ничего приближающегося по художественному совершенству к данному циклу. По словам выдающегося отечественного исполнителя Д. Шафрана, изучение баховских сюит «начинается у каждого музыканта с детства и продолжается до конца жизни». Отличающую жанр сюиты обычную последовательность танцев, характерных для баховской эпохи, композитор превращает в единое по художественному замыслу сочинение, где Прелюдия, Аллеманда и Куранта создают завязку действия, Сарабанда выступает его лирическим центром, Бурре (I и II) и Гавот — жанровые сценки, а Жига становится финалом, обобщающим весь цикл. В то же время каждая из частей – яркая, самостоятельная пьеса, которую музыканты часто включают в концертные программы. Сюита № 3 является одной из самых известных, и три исполняемые в концерте пьесы — Прелюдия, Сарабанда и Жига — демонстрируют жанровое и художественное многообразие баховского инструментального стиля.
Владас Якубенас – известный литовский композитор, пианист и музыковед, ученик знаменитого Ф. Шрекера, работавший в Каунасе и позднее переехавший в США. Его творчество, опирающееся на национальные фольклорные традиции, отличается подчеркнутой романтичностью, экспрессивностью высказывания. Значительную известность получили хоровые и камерно–инструментальные сочинения В. Якубенаса, том числе – Серенада для виолончели и фортепиано, созданная в 1936 году. Масштабная одночастная пьеса соединяет в себе контрастные разделы, раскрывающие различные оттенки настроений. Прекрасное ощущение инструментального дуэта, драматургическая выстроенность обеих партий, использование разнообразных технических приемов позволяют композитору создать очень красивую по звучанию пьесу, сохраняющую возвышенные романтические традиции.
Соната для виолончели и фортепиано была написана выдающимся композитором-импрессионистом Клодом Дебюсси в 1915 году в рамках оставшегося неосуществленным замысла «Шесть сонат для разных инструментов, сочиненных Клодом-Ашилем Дебюсси, французским музыкантом» (композитору удалось создать лишь три сонаты). Каждой из сонат должно было предшествовать уточнение в старинном стиле, и в данном случае оно выглядело следующим образом: «Первая, для виолончели с фортепиано. Следующая будет для флейты, альта и арфы». Новаторство Дебюсси, ярко проявившееся в его оперном и симфоническом жанрах, затронуло и камерно-инструментальную музыку. Он выступает здесь как наследник выдающихся традиций XIX века, по-новому осмысливающий трехчастный сонатный цикл, использующий все богатство танцевальных и песенных интонаций испанского фольклора, безупречный мастер звукописи. Соната состоит из трех частей, где вторая и третья идут без перерыва: вступительный Пролог (Prologue: Lent, sostenuto e molto risoluto) с его возвышенно-мечтательным звучанием подготавливает Серенаду (Sérénade: Modérément animé), решенную в несколько гротескном ключе, и последующий Финал (Final: Animé, léger et nerveux) с его яркой театральностью. Сложнейшая партия солирующего инструмента с быстро сменяющимися штрихами и многообразной артикуляцией, разноплановой пассажной штриховой техникой призвана передать изменчивость образов, бесконечность движения, «капризность» музыки.
Жером Дюкро принадлежит к группе блестящих современных французских композиторов и пианистов. Выпускник Парижской консерватории, он является лауреатом ряда престижных международных конкурсов, гастролирует по всему миру в качестве солиста. Автор многих инструментальных произведений, Ж. Дюкро выступил как создатель получивших широкую известность произведений для виолончели – отдельных пьес, инструментальных ансамблей, в том числе трио для двух виолончелей и фортепиано и др. Концертная пьеса «Анкор», созданная в 2000 году, стала одной из самых популярных в репертуаре современных исполнителей. Яркая виртуозная пьеса построена на противопоставлении крайних разделов, в своем стремительном движении воспринимающихся как perpetuum mobile, и выразительной певучей средней части. Подчеркнуто романтическая трактовка виолончели, расширяющая технические возможности инструмента и демонстрирующая богатство ее тембра, соединенная с насыщенной фортепианной партией, дают возможность исполнителям продемонстрировать возможности дуэта. Свое сочинение композитор посвятил французскому виолончелисту Жерому Перно (род. В 1972 году).
Гаспар Кассадо вошел в музыкальную культуру ХХ века как выдающийся испанский виолончелист и композитор, ученик знаменитых Пабло Казальса и Мориса Равеля. Ему принадлежат три струнных квартета, «Каталонская рапсодия» для симфонического оркестра, виолончельное трио, виолончельный концерт и ряд других опусов, а также транскрипции многих известных сочинений мирового музыкального наследия. Пьесу «Requiebros» (в русском издании перевод пьесы звучит как «Воспоминания», хотя более точно – «Приветствие», «Комплименты»), композитор создал в 1931 году и посвятил выдающемуся испанскому виолончелисту Пабло Казальсу (1876-1973). Динамичная, контрастная по настроению пьеса активно претворяет фольклорные элементы, придающие ей неповторимый испанский колорит.
Георг Филипп Телеман принадлежит к плеяде крупнейших представителей немецкой музыки эпохи барокко. Композитор и исполнитель, он дружески общался с семьей великого И. С. Баха. Многое из написанного Телеманом было известно его выдающемуся современнику и находило у него понимание и поддержку. Телеман был великолепным мастером полифонического письма, одновременно широко использовавшим в музыке гомофонно-гармонические приемы. Его сочинения опирались на темы фольклорных песен и танцев, они демонстрируют интересные приемы программности и звукоизобразительности. Перу Телемана принадлежит более 40 опер, множество кантат и ораторий, более 700 песен, около 170 концертов и ряд других сочинений. Особую популярность у слушателей получили инструментальные произведения Телемана, в первую очередь — его 12 Фантазий для флейты соло, которые были аранжированы для различных инструментов, в том числе и гобоя. Три миниатюрные части Фантазии № 8 ми минор (Largo – Spirituoso – Allegro) воспринимаются как три прекрасные картинки давно ушедшего «галантного» века.
Значение духовых инструментов в творчестве И.С. Баха велико. Композитор широко использовал их в своих сочинениях, поручая им передачу важнейших эмоционально-образных и драматургических элементов. Особенно ярко это проявилось в камерно-инструментальном наследии И.С. Баха, где представлены и произведения для флейты, в том числе – Шесть флейтовых сонат, написанных в Кётенский период в 1717-1723 годах. Они стали важной вехой в истории флейтового исполнительского искусства, хотя диапазон сольного инструмента здесь еще сравнительно небольшой. Соната для флейты и бассо континуо до мажор BWV1033 является третьей в данном сборнике. Термин «Бассо континуо» (Basso continuo) в эпоху барокко обозначал способ записи аккомпанемента, а также инструмент или ансамбль инструментов, сопровождающих солиста. Поэтому партия флейты исполняется в сопровождении и чембало, и фортепиано. Соната до мажор включает четыре части. Первая состоит из двух контрастных разделов (Andante. Presto) – медленного начального и стремительного второго. Быстрая вторая часть (Allegro) построена на бесконечном развертывании основной темы у солирующей флейты; третья часть (Adagio) представляет собой спокойную по характеру музыкальную зарисовку; два галантных Менуэта логично завершают сочинение.
Чешский композитор Эрвин Шульхоф в 1920-1930-е годы был одним из самых известных национальных музыкантов, соединивших в своих сочинениях академические музыкальные жанры и джазовые элементы. Тесно связанный с Советским Союзом (перед войной Шульхоф получил советское гражданство), он многие свои произведения посвятил социалистической тематике, создав, например, в 1932 году музыку к Манифесту Коммунистической партии. Не успев в 1941 году уехать из Чехии, композитор был арестован и помещен в фашистский концлагерь, где скончался в 1942 году. Сонату для флейты и фортепиано Шульхоф создает в 1927 году и посвящает ее своему другу, французскому флейтисту-виртуозу Рене Ле Руа. Четыре части Сонаты композитор соединяет по принципу жанрового и темпового контраста. Стремительная, с острым ритмическим рисунком, первая часть (Allegro moderato) сменяется «веселым» Скерцо (Scherzo. Allegro giocoso), переходящим в песенную, с мелодией широкого дыхания, третью часть (Aria. Andante). Здесь быстрая и медленная части словно поменялись местами. Завершающий финал (Rondo - Finale. Allegro moderato) предстает как яркая ярмарочная сценка, где разыгрывается фольклорное действо.
Французский композитор Габриэль Форе завоевал известность как один из ярких представителей национального искусства, ученик К. Сен-Санса, директор Парижской консерватории, автор сочинений для многих инструментов, наполненных изяществом, особой красотой и богатством звучания. К. Дебюсси называл его «мастером очарований». Форе был тесно связан с салоном Полины Виардо, где познакомился в свое время со многими деятелями русского искусства, в 1909 году он приезжал с концертами в Россию. Среди многочисленных сочинений композитора – Фантазия для флейты, характерный образец инструментального сочинения Форе. В нем сочетаются мягкая французская лирика и юмористическое отношение к окружающей действительности, темперамент уроженца Юга Франции и доброта мудрого философа, радующегося миру и воспринимающего его таким, каков он есть.                                                                                                       
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.

А билеты на концерты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин