08
ноября
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-600 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
симфонический концерт
I отделение

Г. Телеман (1681-1767). Концерт для трубы, струнных и чембало ре мажор 

Солист – лауреат международных конкурсов
Владимир Пинялов (труба)

Я.Сибелиус (1865-1957). Концерт для скрипки с оркестром ре минор ор.47 

Солист – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Павел Милюков (скрипка)
II отделение

С.Прокофьев (1891-1953). Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль минор ор.16 

Солист – лауреат международных конкурсов
Юрий Фаворин (фортепиано)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис

АБОНЕМЕНТЫ В ПРОДАЖЕ

IN ENGLISH

О программе концерта

Георг Филипп Телеман известен как крупнейший немецкий композитор эпохи барокко, автор более 1000 произведений разных жанров, в том числе пассионов, опер, симфонических, концертных и камерно-инструментальных сочинений. Телеман был одним из тех, кто утверждал в музыке, наряду с полифоническими, гомофонно-гармонические принципы музыкального письма. Телеман широко использовал в своей музыке звучания не только немецких, но также французских, итальянских, польских мелодий, был необычайно изобретателен в передаче звуковых образов окружающей природы, умел раскрыть драматические и одновременно шутливые настроения. Его сочинения соединяют черты барокко и галантного стиля, обеспечивая рождение музыки, хотя и незамысловатой, но необычайно привлекательной для слуха. Один из современников композитора посвятил композитору торжественную оду, где, в частности, есть строки:
«Корелли хвалят все; Люлли – у славы в храме;
Один лишь Телеман взнесен над похвалами».
Концерт для трубы входит в число наиболее известных среди многочисленных концертных опусов Телемана; он создавал их для разных сольных инструментов и ансамблей. Стиль барокко определил особенности строения и образного решения Концерта: небольшой по масштабам, он открывается лаконичной медленной первой частью (Adagio), словно подготавливающей основное действие. Далее следует энергичная вторая часть (Allegro), построенная на теме трубы с ее выразительной призывной интонацией. Нарочито замедленная третья часть (Grave) призвана внести эмоциональный контраст, не случайно композитор пишет ее не в основной тональности Ре мажор, а в параллельной – си миноре. Четвертая часть (Allegro) возвращает мажорный характер звучания, подчеркивая общий настрой сочинения.
Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эдвард Григ — включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Все многочисленные произведения композитора разных жанров раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер.
Сибелиусом создано семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», четыре легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Мировую известность получил «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнефельта «Куолема». Но при всем богатстве и разнообразии созданных сочинений Скрипичный концерт Сибелиуса (1903 – первая редакция, 1905 – вторая редакция) остается одним из основных произведений композитора и входит в репертуар всех ведущих скрипачей мира.
Появление Концерта не случайно: для Сибелиуса жизнь в музыке началась с мечты о сольной карьере скрипача. По классу скрипки он занимался в Хельсинском институте музыки, этому инструменту он уделял большое внимание в последующие годы. Поэтическое звучание скрипки в Концерте, соединенное с мощью симфонического оркестра, во многих случаях воспринимается как авторский монолог, в котором чередуются  суровые высказывания, песенные эпизоды, динамичная танцевальность. Автор сохраняет традиционную трехчастную структуру инструментального концерта (Allegro moderatoAdagio di moltoAllegro ma non tanto), чередуя разнохарактерные эпизоды, целиком проникнутые финским мелосом. Особенно выразительна вторая, медленная часть Концерта – вдохновенный романс, один из самых проникновенных скрипичных эпизодов мировой музыкальной литературы.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был написан С. С. Прокофьевым в 1913 году, но впоследствии композитор вернулся к произведению, создав в 1923 году новую редакцию. Первое, авторское исполнение сочинения в 1913 году было оценено публикой неоднозначно: одни слушатели приняли сочинение восторженно, большинство же, из-за «футуристического стиля» произведения, отнеслось к нему отрицательно. Концерт поразил всех сложностью технических приемов, блеском пианизма, сложнейшей инструментальной фактурой. Лишь со временем Концерт приобрел славу одного из самых ярких фортепианных концертов ХХ века. Композитор посвятил его памяти своего друга Максимилиана Шмидтгофа. Сочинение написано в четырех частях. Первая часть (Andantino-Allegretto) очень необычна по драматургии. Здесь нет традиционной формы сонатного аллегро, основную смысловую нагрузку несет медленное Andantino с его выразительной аскетичной темой. Контрастом ей выступает танцевальная по характеру тема; соединение их в масштабной разработочной части также необычно: разработка дана в виде каденции, которая, по словам Б. Асафьева, является «небывалым в фортепианной музыке по длительности напряжения нарастанием». Вторая часть (Scherzo. Vivace) – блистательная, остроумная пьеса, сменяющаяся в третьей части мрачным Intermezzo, наполненным фантастическими элементами. Четвертую часть (Allegro tempestoso) с ее монументальностью и размахом известный критик В. Каратыгин определил как «циклопическая постройка», подчеркивая тем самым необычность содержания и художественно–технического решения финала.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Павел Милюков