06
декабря
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
500-1000 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
"Высокий сезон"
I отделение

К.Сен-Санс (1835-1921).  Фортепианное трио №1 фа мажор op.18
К.Дебюсси (1862-1918). Фортепианное трио соль мажор L3

II отделение

Э. Шоссон (1855-1899). Фортепианное трио соль минор ор.3 

Исполняет
Венское Брамс трио (фортепианное трио)

лауреаты международных конкурсов 
Ясминка Станчул (фортепиано)
 Борис Кушнир (скрипка)
Орфео Мандоцци (виолончель)

IN ENGLISH
 

О программе концерта

Жанр фортепианного трио принадлежит к наиболее популярным среди камерно-инструментальных произведений. Сочинения для ансамбля фортепиано, скрипки и виолончели создавали лучшие музыканты европейских стран и России, в каждом случае привнося в ансамбль самобытные черты.
Французский композитор Камиль Сен-Санс был и остается одним из самых известных музыкантов своего времени, отразившим в творчестве характерные черты национального искусства – богатство фантазии, красоту музыкальной мысли и изящество художественного выражения. Будучи разносторонним музыкантом, Сен-Санс одновременно блестяще проявил себя в литературе, философии, истории, музыкальной критике. Кроме этого композитор был избран членом Астрономического общества Франции, оставив целый ряд работ в этой области.
Широта музыкальных интересов Сен-Санса поразительна: он плодотворно работал в разных жанрах, создав 13 опер (в том числе – знаменитую «Самсон и Далила», 1877), 3 симфонии, программные симфонические поэмы, 10 инструментальных концертов, множество концертных пьес и инструментальных циклов, среди которых — знаменитые «Интродукция и Рондо-каприччиозо» и «Карнавал животных». Камерно-инструментальная музыка представлена в наследии композитора ансамблями разных составов, в том числе им написаны два Трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Первое Трио (Фа мажор), жизнерадостное по характеру и простое по художественному решению, композитор закончил в 1864 году и посвятил его одному из своих друзей — Альфреду Ламаршу. Создавая сочинение Сен-Санс опирался на традиции Р. Шумана и Ф. Мендельсона, сумев найти выразительные приемы при ансамблевом соединении инструментов и сохранив для каждого из них возможность продемонстрировать виртуозные возможности солиста. Открывающее Трио бодрое Аллегро vivace построено на танцевальных темах, в медленном, несколько таинственномAndante Сен-Санс звучит крестьянский напев, услышанный композитором летом 1863 года в Оверни. Полное искрометного юмора Скерцо (Presto), звучащее, по выражению одного из критиков, словно «часовой механизм», с его стаккато, выразительными синкопами, возникает словно сценка веселой французской комедии. Финальное Allegro открывается удивительным «диалогом» скрипки и виолончели, проходящем на фоне пассажей фортепиано, в дальнейшем активно развивающихся.
Фортепианное трио Соль мажор – единственное сочинение Клода Дебюсси в этом жанре, оно было написано композитором в молодые годы, когда ему едва исполнилось 18 лет. Все новаторские поиски, открытия в сфере музыкального импрессионизма К. Дебюсси еще только предстояли, пока же композитор оставался в рамках романтических звучаний, продолжая традиции Р. Шумана и Ц. Франка, лишь намечая дальнейшие пути формирования новых жанров и средств выразительности. Композитор в эти годы тесно связан с Парижской консерваторией, где он обучался, начиная с 1872 года; не случайно созданное сочинение Дебюсси посвятил своему учителю Эмилю Дюрану – музыканту-теоретику и композитору. О создании этого Трио летом 1880 года Н. Ф. фон Мекк, в доме которой К. Дебюсси некоторое время служил учителем музыки, писала П. И. Чайковскому. Фортепианное трио представляет собой четырехчастный цикл, где первая часть Andante con molto allegro, обычно драматическая, в этом сочинении предстает по юношески энергичной, подчас легкомысленной. Вторая часть рассматривалась автором как легкое, мягко и осторожно звучащее Скерцо (Moderato con allegro). Третья часть — Интермеццо (Andante espressivo) воспринимается как своеобразное лирическое отступление, в нем особенно слышны импрессионистические черты. Яркий финал (Appassionato) переводит звучание в иную сферу – страстную и динамичную, но все же остающуюся по-французски изящной и изысканной.
Эрнест Шоссон, известный французский композитор второй половины 19 века, ученик Ж. Масснэ и С. Франка, является одним из самых ярких выразителей в европейской музыке нежных, лирических чувств. Уже ранние сочинения раскрывают широкий спектр человеческого переживания — от пылкого, страстного признания до трагического отчаяния. Они проявились в сочинениях разных жанров, например, в операх («Елена», «Король Артюс»), в сочинениях для голоса с оркестром («Поэма любви и моря», «Вечная песнь») и особенно в его знаменитой Поэме для скрипки с оркестром. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 3 было написано молодым Э. Шоссоном в 1881 году. Композитор, создавая сочинение, во многом переосмыслил традиционную последовательность частей: характер первой части(Pas trop lentНе слишком медленно) во многом определяется ее первой, задумчивой темой, которой тембр виолончели придает сумрачный оттенок, а далее она, исполняемая скрипкой, воспринимается как отзвук. Большую роль выполняет фортепиано: его партия определяет общий характер и направляет развитие в драматическое русло, завершающееся трагическим исходом. Вторая часть (Vite – Быстро, живо) близка по характеру скерцозным пьесам И. Брамса: здесь последовательно представлены то шуточные, то меланхолические эпизоды. Третья часть воспринимается как лирический центр Трио, она звучит как спокойная, несколько отстраненная пьеса (Assez lent – Довольно медленно), где подчас возникают вальсообразные элементы. Быстрая четвертая часть (Anime – Оживленно) опирается на тему с характерными народно-танцевальными интонациями. Она чередуется с разными по настроению эпизодами, привносящими в пьесу все новые оттенки. На протяжении всего произведения композитор достигает удивительной слитности звучания трех инструментов, поочередно выводя на первый план каждый из них и заставляя в кульминационные моменты восприниматься как единый инструмент.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин