04
июня
Четверг
19:00
2015
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Петрозаводск, ул. Ленинградская, 16
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (8142) 67-23-67
Афиша концерта:
камерный концерт
Фестиваль «Белые ночи Карелии»
I отделение

Т. Альбинони (1671-1751) - Т. Докшицер. Концерт для трубы и органа соль минор (переложение для трубы и фортепиано)
Ф. Лист (1811-1886) - М. Табаков. “Как дух Лауры” 
Дж. Леви (1838-1903) - Е.Кольцов. “Великорусская фантазия” 
Ж. Бара (1882-1963). Фантазия для трубы и фортепиано 
К. Хёне (1860-1927). “Славянская фантазия” для трубы и фортепиано 
А. Скрябин (1871-1915) - Г. Орвид. Этюд №12 “Патетический” ор.8 
П. Чайковский (1840-1893) - М. Табаков. “Сентиментальный вальс” 
П. Чайковский (1840-1893) - М. Табаков. “День ли царит” 
Дж. Гершвин (1898-1937) - Г.Стоун. Andante и Final из "Рапсодии в стиле блюз"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Владимир Пинялов (труба)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Грот
II отделение

П. Чайковский (1840-1893). Меланхолическая серенада ор.26
П. Чайковский (1840-1893). Вальс-скерцо ор.34 
Н. Паганини (1782-1840). Каприс №9 
Н. Паганини (1782-1840). Каприс №24 
Р. Щедрин (р.1932). В подражание Альбенису 
П. Сарасате (1844-1904). Цапатеадо 
У. Кролл (1901-1980). “Банджо и скрипка” 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Полина Борисова (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Грот

IN ENGLISH

О программе концерта

Традиция инструментальных переложений сочинений разных жанров, как правило, особенно известных и любимых публикой, сложилась уже давно. Аранжированные произведения в новом звучании обретают особую жизнь, обогащаясь новыми смысловыми и тембровыми оттенками. В первом отделении сегодняшнего концерта прозвучит, помимо сочинений, созданных непосредственно для солирующей трубы, ряд переложений наиболее известных произведений разных авторов. Выделим драматическую песню Ф. Листа «Как дух Лауры» (сл. В. Гюго) и романс-гимн П. И. Чайковского «День ли царит» (сл. А. Апухтина), где солирующая труба, заменяющая голос, раскрывает глубокие переживания героев. Инструментальные сочинения, представленные в переложении для трубы, также принадлежат к числу самых известных в наследии своих авторов: Сентиментальный вальс П. И. Чайковского, приобретший, благодаря трубе, твердость и полетность звучания, Фортепианный этюд № 12 А. Н. Скрябина — «Патетический», как определил его композитор, где звук трубы подчеркивает образный строй сочинения. Необычно звучат в переложении для трубы инструментальные произведения разных эпох — творение венецианского мастера эпохи барокко Т. Альбинони, предназначавшего свой опус для ансамбля струнных инструментов, и эпизод знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Дж. Гершвина — блистательного, виртуозного сочинения, построенного на джазовых темах.
К числу же произведений, написанных непосредственно для трубы или родственных ей инструментов, относится «Великорусская фантазия» не очень известного композитора Джулса Леви — англо–американского корнетиста (корнет — медный духовой инструмент, близкий трубе). В начале 1870-х годов Леви некоторое время работал в Санкт-Петербурге, где руководил военным оркестром и получил за службу звание «императорского корнетиста». В России им написана «Великорусская фантазия», где звучат знаменитые русские песни и романсы, в том числе «Красный сарафан» А. Варламова.
Жозеф Эдуард Бара принадлежит к группе французских музыкантов, целиком посвятивших себя военному оркестру и создававших сочинения соответствующего репертуара. Известность принесли ему несколько сочинений для солирующих духовых инструментов, в том числе иФантазия для трубы и фортепиано, написанная в свободной одночастной форме и раскрывающая богатейшие выразительные и технические возможности инструмента.
Карл Хёне был известным солистом–корнетистом и композитором Германии, создававшим сочинения для корнета в характерном для своего времени романтическом стиле, сочетавшем возвышенные чувства и лирические высказывания. «Славянская фантазия», написанная музыкантом в 1899 году в свободной одночастной форме, использует разнохарактерные темы славянских песен — лирических и танцевальных, маршевых и драматических, создающих ощущение череды картин народной жизни.
Произведения для скрипки и фортепиано, включенные в программу, представлены рядом выдающихся произведений струнного репертуара. Две пьесы П. И. Чайковского – «Вальс-скерцо» (ор. 34) и «Размышление» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор. 42 № 1) создавались в один период. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Н. Ф. фон Мекк, где гостил Чайковский. Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалась композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора.
Никколо Паганини, выдающийся итальянский скрипач и композитор, с юных лет начал карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприса («каприччи» - от итальянского capricci) он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Паганини 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в котором столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти. В сегодняшнем концерте прозвучат две виртуозных, сложнейших в техническом отношении пьесы. В Каприсе № 9 композитором блистательно воссоздана картина охоты. Здесь скрипка имитирует звучание охотничьих рогов, скачку лошадей, выстрелы охотников. Самый знаменитый же Каприс № 24, построенный как цикл вариаций, входит в репертуар всех скрипачей мира. Его тема была позднее использована многими композиторами, среди которых — Ф. Лист, И. Брамс, С. В. Рахманинов.
Фортепианная пьеса «В подражание Альбенису» была написанаР.К. Щедриным в 1959 году и посвящена супруге, выдающейся балерине Майе Плисецкой. Яркие, темпераментные образы пьесы во многом предвосхищают будущую «Кармен-сюиту», в которой блистательно выступит Плисецкая. Сочинения испанского композитора Исаака Альбениса (1860-1909), известного концертными фортепианными произведениями, широко использующего, по выражению музыканта, «золотые россыпи народного искусства» в сочетании с остросовременными композиторскими приемами, привлекли внимание Щедрина. Он увидел в них возможность представить уже в новом качестве столь значимые для русской музыки, начиная с М.И. Глинки, образы далекой европейской страны. Пьеса существует в переложении для многих инструментов.
Выдающийся испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате считался одним из наиболее блестящих виртуозов своего времени, концертировавшим по всему миру, в том числе и в России (начиная с 1876 года). Многие композиторы считали за честь написать сочинения для Сарасате, в числе таких посвященных творений — «Испанская симфония» Э. Лало, Интродукция и Рондо каприччиозо и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса. Для своего инструмента сам Сарасате создал целый ряд сочинений, наибольшую известность среди которых получили «Испанские танцы». «Цапатеадо» включено композитором в опус 23, впервые изданный в 1880 году. Название пьесы связано с одним из традиционных народных танцев Андалузии, оживленным по характеру, написанном в размере 6/8. Для него характерно сочетание активного движения, легкости фактуры и необычного подчеркивания в ритмическом рисунке слабой доли.
Уильям Кролл — известный американский композитор и скрипач, выступавший как солист и как участник многих камерных ансамблей, автор ряда сочинений, среди которых выделяются «Четыре характеристические пьесы для струнного квартета» (1935), «Четыре багатели для струнного квартета» (1943), многочисленные пьесы для скрипки и фортепиано. Одним из самых ярких сочинений Кролла стала написанная в 1945 году блистательная, виртуозная пьеса «Банджо и скрипка» («Banjo and Fiddle», то есть, «Банджо и скрипочка»). Ее часто исполнял на бис в своих концертах знаменитый Яша Хейфец.
 
Проф.З.М.Гусейнова

Фотогалерея концерта

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин