Кларнет продлевает карьеру, а флейта заставит страдать
21 апреля, в среду, в 19.00, в концертном зале «Зарядье» на Варварке состоится концерт «Музыкальной сборной России». Солисты Санкт-Петербургского Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Анна Щулькина (флейта), Лев Журавский (кларнет) и Андрей Телков (фортепиано) исполнят произведения 18-21 веков.
Еще великий Моцарт говорил, что звук кларнета очень похож на человеческий голос. Диапазон инструмента составляет почти четыре октавы и условно делится на три регистра: нижний, имеющий название шалюмо – по звуку сумрачный и угрюмый; средний – кларино, светлый и прозрачный; верхний – резкий и крикливый. Моцарт был первым из выдающихся композиторов, кто написал музыкальное произведение специально для кларнета. Вслед за ним «главным героем» своих сочинений сделали кларнет и другие великие музыканты.
В 1891 году Иоганнес Брамс намеревался закончить свою композиторскую деятельность. Но знакомство с известным кларнетистом Мюльфельдом изменило его планы. Брамс создает несколько сочинений для кларнета, среди которых – две сонаты, ставшие событием в музыкальной жизни Германии. В программе вечера прозвучит Соната №2 для кларнета и фортепиано.
В начале ХХ века великий импрессионист Клод Дебюсси написал Рапсодию для кларнета и фортепиано. Дебюсси был членом жюри конкурсов духовых инструментов в Парижской консерватории и мелодичный и виртуозный кларнет поразил его воображение композитора. Продолжит вечер Соната для кларнета и фортепиано Франсиса Пуленка – одно из последних сочинений композитора, написанное в 1962 году. Впервые она была исполнена 10 апреля 1963 года (спустя три месяца после смерти композитора) в Карнеги-холле. Партию кларнета тогда исполнял Бенни Гудмен, партию фортепиано — Леонард Бернстайн. Это произведение – одно из самых популярных в репертуаре современных кларнетистов.
Название флейты происходит от латинского «flatus» — «ветер, дуновение, дыхание», которое мы услышим в Сонате для флейты соло ля минор (1747) Карла Филиппа Эммануила Баха. Второй из 5 сыновей великого Иоганна Себастьяна Баха известен также как «берлинский» или «гамбургский» Бах. Его сочинения, прозрачные и изящные, полны изобретательности, непредсказуемости и широкого эмоционального диапазона. От эпохи гамбургского Баха до Прокофьева, 130-летие которого отметят через два дня после концерта, 23 апреля – ровно два века. Соната для флейты и фортепиано ре мажор – виртуозное, чувственное, изящное сочинение, пропитанное прокофьевской воздушной лирикой. Интересно, что композитор, сам не игравший на флейте, так совершенно использовал возможности этого инструмента.
Французский композитор Габриэль Форе был популярен своими сочинениями для фортепиано и скрипки, циклами песен. В 1898 году флейтист Поль Таффанель попросил композитора написать конкурсную пьесу для экзамена в Парижской консерватории. Работа над произведением давалась Форе нелегко: «Я утонул в Таффанеле и погрузился по шею в арпеджио и стаккато! – восклицал он. – Я уже завершил сто четыре такта этой мучительной пытки!». Результатом «пытки» стала Фантазия для флейты и фортепиано.
В финале вечера прозвучит «Техно-парад» для флейты, кларнета и фортепиано современного французского композитора Гийома Коннессона. Сочинение основано на двух темах, постоянно перебрасываемых от одного участника ансамбля к другому. Пьеса звучит в стремительном темпе, в ней проводятся настойчивые удары, преимущественно у фортепиано. Экстравагантная идея «Техно-парада» связаны с британской традицией проводить парады транспортных средств, оборудованных мощными звуковыми колонками, из которых разносится танцевальная музыка.
Начало концерта в 19.00 Москва, ул. Варварка, д.6, стр.4. Концертный зал «Зарядье».
Аудитория 6+. Вход строго в защитной маске. Стоимость билетов 150-500 рублей
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В апреле 2021 г. концерты проекта проходят также в Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Подробная информация на сайте: www.spdm.ru , www.zaryadyehall.com
и по телефону +7 (499) 222-00-00
Аккредитация: info@spdm.ru, press@zaryadyehall.com