«Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы». С.С. Прокофьев
Смотрите исполнение шедевров Сергея Прокофьева солистами Санкт-Петербургского Дома музыки на нашем канале YouTube
Сергей Сергеевич Прокофьев. Великий русский композитор, написавший в 5 лет свою первую пьесу для фортепиано, а в 9 – оперу. Мастер, работавший буквально во всех музыкальных жанрах, он одинаково блистательно сумел переложить на язык музыки и шекспировские страсти Ромео и Джульетты, и героические характеры «Войны и мира» Толстого, и историю знакомства пионера Пети с Волком. Творческий путь Прокофьева – пять десятилетий бурного ХХ века – это безудержное стремление к новизне, разрушение устаревших канонов, поиск новых смыслов.
Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Екатеринославской губернии, с детства проявлял музыкальные способности, его первым учителем была мать — хорошая пианистка. В 1904 году он поступил в Петербургскую консерваторию, в 1909 закончил ее как композитор, через пять лет — как пианист, до 1917 года продолжая заниматься в ней по классу органа.
Выступать в качестве солиста и исполнять собственные произведения Прокофьев стал с 1908 года. Ученик Римского-Корсакова, Прокофьев-композитор начинал с фортепианных пьес и сонат. В 1912 году он сочинил Первый фортепианный концерт. Премьера состоялась в Москве, за роялем был сам автор. Особого успеха Концерт не имел. Премьера Второго фортепианного прошла более шумно. Новаторские художественные стремления, так смело заявленные в Первом концерте, во Втором проявились еще решительнее и смелее. Конфликт образов был доведен до предела: романтизм и подчеркнутая жесткость – два разных мира «лицом к лицу». Второй концерт дал повод «обвинить» Прокофьева в следовании идеям футуризма, так горячо пропагандируемым Маяковским. Первое авторское исполнение концерта в Павловске (близ Петербурга) 23 августа 1913 года вылилось в настоящий скандал, в печати его окрестили как «дебют фортепианного кубиста и футуриста».
В 1918 г. Прокофьев переехал в США, затем концертировал в странах Европы. Летом 1921 года он поселился во Франции, где завершил работу над Третьим фортепианным концертом – одним из лучших своих произведений. Образные контрасты здесь проявились с еще большей силой: сердечная русская лирика – и мощный, волевой техницизм. Национальный стиль в этом сочинении обрел совершенно новое звучание.
Прокофьев вовлек в свои эксперименты и скрипку. Одно из самых солнечных произведений композитора, Первый скрипичный концерт, написанный в 1917 году, был необычен и нов своими смысловыми акцентами. Концерт написан в трехчастной форме: первая и третья части лирические, а в средней преобладает гротеск. Скрипке отведена доминирующая роль, к техническим возможностям инструмента композитор также подошел новаторски.
Написание Пяти мелодий для скрипки и фортепиано связано с французскими впечатлениями Прокофьева. Это транскрипция «Пяти песен без слов» для голоса с фортепиано, сделанная Прокофьевым в Париже в 1925 году. Он посвятил их друзьям-скрипачам: Сецилии Ганзен (№2), Йозефу Сигети – великолепному исполнителю прокофьевского скрипичного концерта (№5) и Павлу Коханскому, помогавшему композитору в переработке цикла (№1, 3, 4).
Второй скрипичный концерт стал одним из последних, созданных в так называемый заграничный период жизни композитора. В 1936 году Прокофьев вернулся на родину. А премьера Концерта прошла в Испании 1 декабря 1935 года. Писался он в самых разных точках мира. По словам самого композитора, «главная партия первой части написана в Париже, первая тема второй части – в Воронеже, инструментовка закончена в Баку, первое исполнение состоялось в Мадриде».
Примерно в это же самое время композитор параллельно работает над музыкой к балету «Ромео и Джульетта». Его сценическая судьба складывалась парадоксально сложно. Дирижер Самуил Самосуд вспоминал: «Не является тайной история первого прослушивания клавира „Ромео и Джульетты" в бетховенском зале Большого театра. Зал буквально пустел от эпизода к эпизоду. Подавляющее большинство артистов балета отвергли эту музыку в 1936 году, как не сценичную, не танцевальную, косноязычную, словом, немыслимую для театра». Тогда композитор поступил, говоря современным языком, как опытный промоутер. Он создал Десять пьес-транскрипций, повторяющих номера балета, его образы, сюжет. И музыка зазвучала в новом качестве, обрела концертную жизнь.
Последние годы жизни Сергея Сергеевича Прокофьева прошли на подмосковной даче в поселке Николина гора. Там он написал симфоническую сюиту «Зимний костер», балет «Сказ о каменном цветке». Там же родилась его Соната для виолончели и фортепиано. Вдохновленный блистательным исполнением Мстиславом Ростроповичем виолончельной сонаты Николая Мясковского, в 1949 году композитор создает свою Сонату. Премьеру в следующем году исполняли Ростропович и Святослав Рихтер. Перед премьерой автор пригласил юного виолончелиста, чтобы устроить «прогон». Мстислав Ростропович вспоминал: «Мы начали играть, и я иногда останавливался, чтобы сказать ему (Сергею Сергеевичу Прокофьеву), когда он играл фальшивые ноты. Пять или шесть раз он отнесся к этому нормально, но в следующий раз он остановил меня и сказал: “Слава, я сочинил эту вещь или ты? Я играю точно то, что я хотел сыграть, даже если там есть фальшивые ноты!”»
Симфония-концерт для виолончели с оркестром стала последним крупным сочинением Сергея Прокофьева. Впервые ее исполнил Мстислав Ростропович в 1952 году, за год до смерти композитора. За дирижерским пультом, в первый и последний раз в своей жизни, стоял Святослав Рихтер. Свидетели этого выдающегося исполнения вспоминали, что это было что-то вроде эмоционального шока, новая музыка Прокофьева была неслыханно дерзкой, сложной, диссонансной, ломающей все каноны виолончельного искусства прежних лет.