14
марта
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
250-300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
К 180-летию со дня рождения Карла Давыдова
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

К.Давыдов (1838-1889). Симфоническая картина «Дары Терека» ор.21

Э.Элгар (1857-1934). Концерт для виолончели с оркестром ми минор op.85

Солист – лауреаты международных конкурсов
Давид Ежов (виолончель)
II отделение

И.Брамс (1833-1897). Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ор.15

Солистка – лауреат международных конкурсов
Елизавета Гарбузова (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Выдающийся виолончелист Карл Юльевич Давыдов (1838-1889) принадлежал в славной плеяде музыкантов, сыгравших значительную роль в становлении профессионального образования и музыкального исполнительства России. Он получил прекрасное домашнее общее и музыкальное образование, закончил в 1854 году математическое отделение Московского университета, а затем совершенствовался в Лейпциге, где его в 1860 пригласили на должность профессора класса виолончели Консерватории. Но уже в 1862 году К. Ю. Давыдов возвращается в Россию, где становится солистом Императорских театров и одновременно профессором открывшейся в том же году Петербургской консерватории. Высокий профессионализм, природные свойства и незаурядные организаторские способности обеспечили ему заслуженный авторитет, и в 1876 году он становится директором Консерватории, проработав в этой должности до 1887 года. Давыдов завоевал признание как прекрасный педагог, интересный композитор (ему принадлежат, в частности, разнообразные произведения для виолончели), автор работ по методике игры на виолончели, оставаясь при этом выдающимся солистом и участником камерных ансамблей, признанным в Европе виолончелистом. Известный русский меценат, виолончелист–любитель, граф Матв. Ю. Виельгорский подарил К. Ю. Давыдову свою виолончель работы Страдивари, сопроводив дар посвящением: «Величайшему из виолончелистов всех времен и народов». В знак благодарности Давыдов посвятил Виельгорскому свой Концерт для виолончели с оркестром № 2, созданный в 1863 году.
 
В 1872 году состоялась премьера симфонической картины К. Ю. Давыдова «Дары Терека» по стихотворению М. Ю. Лермонтова («Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят»), которое явилось программой сочинения. Яркие образы Кавказа, романтическая направленность поэтического творения, возвышенный стиль повествования предопределили строение симфонической картины. Здесь, вслед за поэтом, К. Ю. Давыдов разворачивает последовательность трех симфонических эпизодов (они соединены небольшими связками), где красочно воплощены столь значимые для русского искусства темы дикой природы, любви, одиночества.
 
Концерт для фортепиано № 1 ре-минор, ор. 15 был написан Иоганнесом Брамсом в 1858 году. Выступая как наследник и продолжатель великих традиций Л. ван Бетховена и Р. Шумана, Брамс в своем сочинении, с одной стороны, сохраняет классические принципы драматургии трехчастного концертного цикла, с другой же привносит в его трактовку новые черты. В сочинении композитор, несмотря на молодость (Брамсу было всего 25 лет), уже предстает зрелым мастером со сложившимся стилем. Произведение сначала задумывалось им как первая симфония, затем композитор переосмыслил его как сонату для двух фортепиано, но лишь последняя – концертная – версия показалась ему наиболее точно отражающей замысел. Первое же исполнение Концерта, холодно воспринятое публикой и критикой, определило его необычность: перед слушателями разворачивалась сложнейшая симфоническая драма, с ее неизбежными конфликтами и контрастными противопоставлениями. Масштабная первая часть Maestoso (при исполнении она длится более 20 минут), отличающаяся характерной для композитора мужественностью, страстным накалом и мощью звучания, сменяется во второй части лирическим Adagio очень сдержанного, затаенного склада. Оно, по признанию композитора, является портретом его тайной  музы - Клары Шуман. Финальное Rondo Allegro non troppo перекликается по характеру с финалами концертов Бетховена и достойно завершает цикл.
 
Эдуард Элгар – крупнейший английский композитор рубежа XIX-XX столетий, автор сочинений в разных жанрах – инструментальных, вокально-хоровых и многих других. Элгар принадлежит к числу композиторов-романтиков, ярко отразивших в своем творчестве характерные черты этого художественного стиля. Музыка Элгара привлекает своей мелодичностью, красочностью, богатством и изяществом инструментовки; исполнение его сочинений всегда сопровождалось успехом у публики. Концерт для виолончели (ор. 85) стал одной из последних значительных работ композитора. Его премьера состоялась в октябре 1919 года; солистом выступил Феликс Залмонд, исполнивший концерт в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением автора. Четыре части масштабного Концерта (1. Adagio Moderato. 2. LentoAllegro molto. 3. Adagio. 4. AllegroModeratoAllegro ma non troppoPoco più lentoAdagio) образуют сложную, драматургически разноплановую композицию, где многогранно используются возможности солирующего инструмента. Речитатив виолончели – первая тема, написанная композитором в процессе работы над сочинением – звучит словно монолог автора. Она открывает Концерт, и затем ее отдельные интонации неоднократно возникают на протяжении всех частей. Виолончели поручается проведение основных тем сочинения; сложная, виртуозная партия солиста дополняется выразительным, красочным  звучанием оркестра. Смена настроений, чередование лирических и драматических эпизодов, богатство оттенков делают Концерт колористически ярким и музыкально привлекательным. Композитор посвятил его своим друзьям – Сиднею и Фрэнсис Кальвинам.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Давид Ежов