Ф. Шопен (1810-1849) Соната для фортепиано и виолончели g-moll ор.65
И. Стравинский (1882-1971) Итальянская сюита для виолончели и фортепиано (1932)
Сергей Ролдугин (виолончель)
Исполняет лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)
II отделение
М. Равель (1835-1937) "Отражения" (1905)
Ночные видения
Печальные птицы
Лодка среди океана
Альборада
Долина звонов
А. Скрябин (1871-1915) Вальс ор.38 (1903)
Мирослав Култышев (фортепиано)
О программе концерта
Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена (1810-1849) навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. Вместе с тем, наследие композитора включает и сочинения для других инструментов, среди которых - произведения для виолончели с фортепиано. Обращение к ним было обусловлено дружбой Шопена с известным французским виолончелистом Огюстом Франшоммом. Именно для Франшомма были написаны и ему же посвящены некоторые сочинения, среди которых – Соната для виолончели и фортепиано соль минор, созданная Шопеном незадолго до смерти. Композитор сохраняет в своем сочинении четырехчастное строение (I. Allegro moderato. II. Scherzo. III. Largo. IV. Finale. Allegro), решая сонату в характерном для него драматическом ключе. «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен», как говорил о композиторе Святослав Рихтер, в Сонате для виолончели проявляет себя в полной мере. Любимое фортепиано сохраняет здесь значимую роль, но при этом дополняется волшебным звучанием виолончели – то драматически грозным, то романтически взволнованным, то бесконечно лиричным.
В 1920 году И.Ф. Стравинский (1882-1971) пишет «Пульчинеллу» - одноактный балет с пением, используя при этом музыку итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези и его современников. Балет «Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в стиле неоклассицизма. Здесь композитор переосмысливает традиционные жанры и стилевые черты итальянского классицизма, трактуя их с точки зрения композитора ХХ века. Либретто по мотивам неаполитанской сказки было выполнено известным балетмейстером Л. Мясиным, оформлял спектакль П. Пикассо. В 1932 году композитор в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским создал на основе балета концертное сочинение для виолончели и фортепиано, назвав его «Итальянская сюита». В него вошли самые красочные эпизоды балета: 1. театрально-яркая Интродукция, 2. Задумчивая, лирическая Серенада, 3. пародийно-гротескная Ария, 4. бойкая Тарантелла, 5. стилизованный Менуэт и феерический Финал. Стравинский использовал все художественные и технические возможности виолончели как солирующего инструмента, во многом придав его звучанию яркую театральность.
Выдающийся французский композитор, представитель импрессионизма Морис Равель (1875—1937) создал целый ряд произведений, воссоздающих особый образный и звуковой мир художников этого направления. Природа с ее многогранностью, бескрайностью, бесконечностью нюансов дает человеку возможность погрузиться в необычный для мир, по-новому воспринимая привычную действительность. Это слышание композитор с особой силой передает в фортепианных произведениях, среди которых – сборник «Отражения», написанный в 1905 году. Пять его пьес — «Ночные видения», «Печальные птицы», «Лодка среди океана», «Альборада», «Долина звонов» — представляют собой яркие самостоятельные сочинения. Четыре из них решены как музыкальные картины природы, а пьеса «Альборада» (утренняя песня испанских пастухов в честь восходящего солнца), представлена Равелем как жанровая сценка. В «Отражениях» композитор во многом впервые открывает ряд выразительных средств, которые станут характерными для музыкального импрессионизма. Это техника тончайшей фортепианной фактуры («Ночные видения»); музыкальная многопластовость («Печальные птицы»); насыщенная гармония и блестящие фигурации, передающие столь любимые импрессионистами образы воды («Лодка среди океана»); имитация звуков гитары и кастаньет в танце, чередующемся с напевными, почти вокальными фразами («Альборада»); передача колокольного перезвона, словно растворяющегося в природе («Долина звонов»). Из всех пьес сборника особое распространение получила «Альборада», позднее блестяще оркестрованная композитором.
В своем творчестве А.Н. Скрябин (1871—1915) довольно часто обращался к жанру вальса, но рассматривал его не как бытовую танцевальную пьесу, а как лирическую фортепианную фантазию на тему вальса. Эти черты свойственны и одной из самых известных пьес композитора – Вальсу ор. 38, написанному в 1903 году. Сохраняя традиционную трехдольность, Скрябин настолько преобразовал ее, создав конфликтные ритмические последования, что вальс обрел вдохновенность и полетность, отличающие в творчестве композитора жанры поэмы и прелюдии. При этом композитор, однако, сохранил главное, что характеризует вальс — его лиричность и возвышенность.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин