27
июня
Среда
19:00
2012
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Сергей Ролдугин. Мирослав Култышев
I отделение

Ф. Шопен (1810-1849) Соната для фортепиано и виолончели g-moll ор.65
И. Стравинский (1882-1971) Итальянская сюита для виолончели и фортепиано (1932)

Исполняет – Народный артист России, профессор
Сергей Ролдугин (виолончель)
Исполняет – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)
II отделение

М. Равель (1835-1937) "Отражения" (1905)
Ночные видения
Печальные птицы
Лодка среди океана
Альборада
Долина звонов
А. Скрябин (1871-1915) Вальс ор.38 (1903)

Исполняет – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

О программе концерта

Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена (1810-1849) навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. Вместе с тем, наследие композитора включает и сочинения для других инструментов, среди которых - произведения для виолончели с фортепиано. Обращение к ним было обусловлено дружбой Шопена с известным французским виолончелистом Огюстом Франшоммом. Именно для Франшомма были написаны и ему же посвящены некоторые сочинения, среди которых – Соната для виолончели и фортепиано соль минор, созданная Шопеном незадолго до смерти. Композитор сохраняет в своем сочинении четырехчастное строение (I. Allegro moderato. II. Scherzo. III. Largo. IV. Finale. Allegro), решая сонату в характерном для него драматическом ключе. «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен», как говорил о композиторе Святослав Рихтер, в Сонате для виолончели проявляет себя в полной мере. Любимое фортепиано сохраняет здесь значимую роль, но при этом дополняется волшебным звучанием виолончели – то драматически грозным, то романтически взволнованным, то бесконечно лиричным.

В 1920 году И.Ф. Стравинский (1882-1971) пишет «Пульчинеллу» - одноактный балет с пением, используя при этом музыку итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези и его современников. Балет «Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в стиле неоклассицизма. Здесь композитор переосмысливает традиционные жанры и стилевые черты итальянского классицизма, трактуя их с точки зрения композитора ХХ века. Либретто по мотивам неаполитанской сказки было выполнено известным балетмейстером Л. Мясиным, оформлял спектакль П. Пикассо. В 1932 году композитор в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским создал на основе балета концертное сочинение для виолончели и фортепиано, назвав его «Итальянская сюита». В него вошли самые красочные эпизоды балета: 1. театрально-яркая Интродукция, 2. Задумчивая, лирическая Серенада, 3. пародийно-гротескная Ария, 4. бойкая Тарантелла, 5. стилизованный Менуэт и феерический Финал. Стравинский использовал все художественные и технические возможности виолончели как солирующего инструмента, во многом придав его звучанию яркую театральность.

Выдающийся французский композитор, представитель импрессионизма Морис Равель (1875—1937) создал целый ряд произведений, воссоздающих особый образный и звуковой мир художников этого направления. Природа с ее многогранностью, бескрайностью, бесконечностью нюансов дает человеку возможность погрузиться в необычный для мир, по-новому воспринимая привычную действительность. Это слышание композитор с особой силой передает в фортепианных произведениях, среди которых – сборник «Отражения», написанный в 1905 году. Пять его пьес — «Ночные видения», «Печальные птицы», «Лодка среди океана», «Альборада», «Долина звонов» — представляют собой яркие самостоятельные сочинения. Четыре из них решены как музыкальные картины природы, а пьеса «Альборада» (утренняя песня испанских пастухов в честь восходящего солнца), представлена Равелем как жанровая сценка. В «Отражениях» композитор во многом впервые открывает ряд выразительных средств, которые станут характерными для музыкального импрессионизма. Это техника тончайшей фортепианной фактуры («Ночные видения»); музыкальная многопластовость («Печальные птицы»); насыщенная гармония и блестящие фигурации, передающие столь любимые импрессионистами образы воды («Лодка среди океана»); имитация звуков гитары и кастаньет в танце, чередующемся с напевными, почти вокальными фразами («Альборада»); передача колокольного перезвона, словно растворяющегося в природе («Долина звонов»). Из всех пьес сборника особое распространение получила «Альборада», позднее блестяще оркестрованная композитором.

В своем творчестве А.Н. Скрябин (1871—1915) довольно часто обращался к жанру вальса, но рассматривал его не как бытовую танцевальную пьесу, а как лирическую фортепианную фантазию на тему вальса. Эти черты свойственны и одной из самых известных пьес композитора – Вальсу ор. 38, написанному в 1903 году. Сохраняя традиционную трехдольность, Скрябин настолько преобразовал ее, создав конфликтные ритмические последования, что вальс обрел вдохновенность и полетность, отличающие в творчестве композитора жанры поэмы и прелюдии. При этом композитор, однако, сохранил главное, что характеризует вальс — его лиричность и возвышенность.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин