29
мая
Среда
19:00
2013
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
«Но и любовь – мелодия…»
I отделение

В.-А. Моцарт (1756-1791) Концерт для фагота с оркестром
К. Сен-Санс (1835-1921) Соната для фагота и фортепиано оp.168
Э. Боцца (1905-1991) Инструментальная сюита «Речитатив, сицилиана и рондо»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Никитченко (фагот)
Партия фортепиано – дипломант международных конкурсов Наталья Фролова
II отделение

Ф. Шуберт (1797-1828) – Ф. Лист (1811-1886) «Приют», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь»
С. Прокофьев (1891-1953) 10 пьес из балета «Ромео и Джульетта» ор.75

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Илья Кондратьев (фортепиано)

О программе концерта

Инструментальный концерт в творчестве В.А. Моцарта (1756-1791) представлен очень широко: возможность «состязания» сольного инструмента и оркестра отвечала основным принципам яркого, театрально-зрелищного искусства композитора. В этом жанре он создал свыше 40 сочинений, где, наряду с 27 фортепианными, представлены концерты для скрипки, валторны, кларнета и других оркестровых инструментов. Концерт для фагота с оркестром был сочинен Моцартом летом 1774 года в Зальцбурге. Фагот в то время редко звучал как солирующий инструмент, и даже в оркестре ему, как правило, поручалось удвоение партии виолончелей. Но для молодого Моцарта избрание данного инструмента как солирующего оказалось очень важным: композитор оценил его выразительные и технические возможности: большой диапазон, богатство регистровых тембров, подвижность, благородство и красоту звучания. «Галантный» стиль, в котором написано сочинение, выдержан на протяжении всех трех частей (1. Allegro, 2. Andante ma Adagio, 3. Rondo. Tempo di Menuetto). Технически трудная партия солиста передает контрастность настроений, разнохарактерность эпизодов, где отчетливо проявляются возможности инструмента.
Последний год жизни известного французского музыканта Камилла Сен-Санса (1835-1921) отмечен созданием знаменитой триады Сонат для духовых инструментов с фортепиано, первая из которых предназначалась для гобоя, вторая – для кларнета, третья – для фагота. Соната для фагота (1921) как самостоятельное произведение — явление сравнительно редкое в музыке, и среди немногих композиций в этом жанре сочинение Сен-Санса выделяется особой красотой и выразительностью, превосходным знанием специфики инструмента и его художественных возможностей. Создавая трехчастную композицию, автор разрушает традиционную последовательность частей, будто намеренно переставляя их местами. Вместо драматической первой части звучит нежное, лирическое, словно струящееся Allegretto moderato; вторая часть становится динамичным Скерцо (Allegro scherzando), третья (Molto adagio) возвращает слушателя в мир светлых, спокойных настроений, где глуховатый тембр фагота как нельзя лучше соответствует эпическому характеру основной темы, повествующей о давно утраченном. Тем неожиданней становится введение коды (Allegro moderato) — единственного по-настоящему активного раздела Сонаты, где автор ставит в завершении сочинения своеобразную насмешливую точку. Композитор посвятил Сонату ЛеонуЛетелье, фаготисту Парижской оперы и профессору Парижской консерватории. Завершив сочинение незадолго до смерти, Сен-Санс, по воспоминаниям современников, произнес свою знаменитую фразу: «Урожай уже собран».
Известный французский композитор, дирижер, педагог Эжен Боцца (1905-1991) – воспитанник Парижской консерватории, которую он окончил, получив первые премии по классам скрипки, дирижирования, композиции. Он приобрел известность, благодаря своим операм, балетам, симфоническим произведениям. Наибольшую же популярность ему принесли камерно-инструментальные сочинения, главным образом, для духовых инструментов, в которых Боцца продолжал традиции великих французских композиторов-импрессионистов, в первую очередь, К. Дебюсси. Небольшая инструментальная сюита «Речитатив, сицилиана и рондо» была создана композитором в 1936 году. Она отражает особенности авторского стиля Боцца с его выразительной мелодикой, тонким, истинно французским чувством юмора, прекрасным ощущением гармонии и ансамблевой фактуры.
В значительном фортепианном наследии выдающегося венгерского музыканта XIX века Ференца Листа (1811-1886) жанр транскрипции, то есть переложения для фортепиано произведений оперной, симфонической и вокальной музыки, занимает особое место. За годы выступлений в качестве пианиста им создано около 200 транскрипций произведений европейских композиторов, целью которых композитор полагал необходимость осуществления просветительской деятельности. Особое место занимают транскрипции песен Франца Шуберта, к которым Лист относился с особым трепетом, находя в них созвучные для себя мотивы. Песня «Маргарита за прялкой» и баллада «Лесной царь» вошли в первый же цикл листовских транскрипций («12 песен Шуберта», 1838), песня «Приют» была создана позднее. Под пером Листа песни предстают в преображенном виде, лишь изредка сохраняя свою первоначальную камерную форму. Часто Лист свободно обращается с мелодией и фактурой сопровождения, вводит каденции, иногда преобразовывает песни в фантазии, превращая их в яркие романтические концертные пьесы, отвечающие новаторству исполнительского стиля Листа.
В 1936 году С.С. Прокофьев (1891-1953) заканчивает работу над балетом «Ромео и Джульетта», тогда же на основе балета им были созданы две Симфонические сюиты и уже год спустя — Десять пьес-транскрипций. Представление музыки балета в ином, не сценическом виде было во многом обусловлено отказом театров принимать в те годы балет к постановке. Но все изменится, когда балет все-таки будет исполнен на сцене Мариинского (Кировского) театра: его назовут одним из открытий в искусстве ХХ века.
В фортепианный цикл композитор ввел номера, сохраняющие сюжетную канву балета, его основные образы, сценические ситуации. Композитором и позже создавались фортепианные транскрипции его балетов и опер, в том числе «Золушки», «Любви к трем апельсинам», «Сказ о каменном цветке». Блестящий пианист, Прокофьев сделал все, чтобы сценические сочинения в ином их качестве обрели новую концертную жизнь.
Десять пьес-транскрипций включают фрагменты балета в следующем порядке:

  1. Народный танец.
  2. Сцена.
  3. Менуэт.
  4. Джульетта-девочка.
  5. Маски.
  6. Монтекки и Капулетти.
  7. Патер Лоренцо.
  8. Меркуцио.
  9. Танец девушек с лилиями.
  10. Ромео у Джульетты перед разлукой.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Дмитрий Никитченко
Илья Кондратьев