24
октября
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
300-350 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:24 октября 2018 Дом журналиста
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

К. Дебюсси (1862-1918). Первая рапсодия для кларнета и фортепиано  L116

Ш.-М. Видор (1844-1937). Интродукция и рондо для кларнета и фортепиано

Ф.Пуленк (1899-1963). Соната для кларнета и фортепиано ор.184

Д.Ловрелио (1841-1907). Концертная фантазия на темы из оперы Дж.Верди "Травиата" 

 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Васильев (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова
II отделение

П. Чайковский (1840 -1893). Думка op. 59
 
Ф. Лист (1811-1886). 
Трансцендентный этюд №10 фа минор 
Трансцендентный этюд №12 "Метель" си-бемоль минор 

С.Рахманинов (1873-1943). Этюды-картины op.39
 №1 c-moll - №5 es-moll  - №7 c-moll - №8 d-moll

 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Кузнецов (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

В 1909 году выдающийся французский композитор, представитель импрессионизма Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной спустя год в консерватории. Еще через год Дебюсси оркестровал свое сочинение. Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
 
Шарль-Мари Видор — известный французский композитор, органист. Он много лет преподавал в Парижской консерватории, совмещая педагогику с должностью органиста в одном из парижских храмов. Созданные им сочинения для органа в значительной степени повлияли на произведения других жанров, несущие на себе отпечаток тембрового богатства и выразительности фактуры. К ним относятся написанные Ш.-М. Видором в 1898 году Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано ор.72, предназначенные для программы одного из конкурсов. Жанр «Интродукция и Рондо» получил особое распространение в творчестве французских композиторов, художественным образцом для которого послужили созданные в 1863 году знаменитые Интродукция и Рондо-каприччиозо для скрипки и фортепиано К. Сен-Санса. Сочинение Ш.-М. Видора образует крупный двухчастный цикл, в котором Интродукция выполняет роль развернутого вступления, а Рондо — блестящей концертной пьесы, где перед солистом открываются богатые возможности для раскрытия художественно-образных и виртуозно-технических особенностей инструмента. Композитор посвящает сочинение Сирилу Розу, профессору Парижской консерватории по классу кларнета.
 
Среди сочинений французского композитора Франсиса Пуленка большое место занимают сочинения для духовых инструментов. Соната для кларнета и фортепиано (1962) вошла в концертный репертуар исполнителей всего мира, хотя ее премьерное исполнение состоялось уже после смерти автора. Три части Сонаты (I. Allegro tristamente. II. Романс. III. Allegro con fuoco) раскрывают основные грани музыки композитора — разнохарактерное, то динамичное, то медленное, с оттенком печали, звучание в первой части; мягкость, сентиментальность в медленной и жизнерадостность, стремительность в быстрой заключительной части. Соната объединена сквозными мотивами, проходящими через все части. Примечательны звукоизобразительные элементы, где слышны то колокольные звоны, то бой часов, словно напоминающие об уходящем времени.
 
Донато Ловрелио был в свое время известен в Италии как яркий исполнитель-флейтист и автор сочинений как для флейты, так и для других деревянных духовых инструментов. Чаще всего композитор обращался к жанру фантазии, создавая виртуозные концертные пьесы на темы из известных итальянских опер, главным образом, Джузеппе Верди (в частности, «Симон Бокканегра», «Дон Карлос»). Опора на хорошо известные, любимые слушателями темы, аранжированные для технически многогранного инструмента, в частности, кларнета расширяли возможность соприкосновения с искусством великого оперного классика. В то же время они формировали репертуар виртуозов-инструменталистов, позволяя им по-новому осмыслить хорошо знакомые мелодии. В основе фантазий Ловрелио всегда лежат самые популярные темы оперы, и из «Травиаты» он заимствует мелодии арии Виолетты, застольной песни и другие известные мотивы.
 
Создание фортепианной пьесы «Думка» обусловлено в творчестве П.И.  Чайковского (несмотря на название и тем более подзаголовок сочинения «Русская сельская сцена») заказом пьесы композитору в 1886 году парижского издателя Ф. Макара и посвящением ее французскому пианисту Антуану Франсуа Мармонтелю. Жанр думки, идущий от украинской народной песенности, связанной обычно с передачей горестных размышлений, под пером Чайковского обрел черты рапсодичности (не случайно композитор называл пьесу «рапсодией)» — свободной фантазии на разнохарактерные фольклорные темы.
 
К жанру фортепианного этюда Ференц Лист обратился уже в начале творческого пути. Особое место в его наследии занимают 12 «Трансцендентных этюдов» («Этюдов высшего исполнительского мастерства»), где слово «трансцендентность» (с точки зрения философии обозначающее нечто запредельное по отношению к миру явлений и недоступное теоретическому познанию) соответствует уровню виртуозности. Над циклом этюдов Лист работал более четверти века, внося в него изменения по мере эволюции творческих устремлений: от технических пьес в русле «Школы беглости» К. Черни – к ярким романтическим поэмам, где виртуозный блеск и техническая задача всецело подчинялись поэтическому замыслу. Большая часть этюдов имеет скрытую или явную программность, которая проявляется в названиях сочинений или авторских указаниях особенностей исполнения. Лист сам классифицировал виды фортепианной техники в этюдах: а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио. Образно же пьесы представляют собой картины природы, фантастические сцены, лирические и героические эпизоды. Этюд № 10 не имеет авторского заголовка, но его образный строй связан с передачей исповедальных настроений. Здесь отчетливо слышны интонации мольбы и страсти, и скорбное настроение пронизывает пьесу от начала до конца. Этюд № 12 «Метель» — завершающая пьеса цикла, своеобразная пейзажная зарисовка, где в соответствии с художественным замыслом, господствует вихревое звучание.
 
В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова жанр фортепианного этюда перестает быть только виртуозно-технической пьесой; он получает у композитора название «Этюд-картина», где на первый план, как у Ф. Листа и Ф. Шопена, выходит художественный замысел. Композитор объединяет этюды в циклы, в частности, в ор. 39 (1917), где каждая из девяти пьес несет в себе высокий художественный смысл, не утрачивая при этом сложнейшей технической задачи. Рахманинов раскрывает в цикле необычайно широкий спектр человеческих переживаний, заставляя по-новому воспринимать характерные образы Родины, ее бесконечных полей, звучание колоколов.
Этюд-картина № 1 до минор, Allegro agitato — бурная, остроконфликтная звуковая картина, в которой лишь на короткие мгновения возникают эпизоды спокойствия и отдохновения.
Этюд-картина № 5 ми-бемоль минор, Appassionato; его часто называют «русской Аппассионатой», где звучность фортепиано приближается к оркестровой. Лишь в конце, в коде возникает светлый, хрупкий образ надежды, словно лишь он один оказывается способным противостоять ударам судьбы.
Этюд-картина № 7 до минор, Lento lugubre — траурный марш. Композитор отмечал, что первая тема изображает «пение хора, чуть далее подразумевается мелкий дождь, непрестанный и безнадёжный. Движение развёртывается, достигая кульминации в до миноре, означающей перезвон колоколов. В заключение возвращается первая тема – марш».
Этюд-картина № 8 ре минор, Allegro moderato звучит как баркарола. Композитор сохраняет в пьесе традиционный размер, характер мерного покачивания, на фоне которого бесконечно развивается короткая основная запевка.
 
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.

А билеты на концерты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин