24
августа
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

С. Прокофьев (1891-1953). Соната для скрипки и фортепиано ор.94а
И.Фролов (1937-2013). Концертная фантазия на тему оперы Дж.Гершвина "Порги и Бесс"
Ф.Крейслер (1875-1962)."Старые венские мелодии"
Муки любви - Радость любви - Прекрасный розмарин

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Леонид Баранов (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

Ф.Лист (1811-1886). Сонет Петрарки  № 104
К. Сен-Санс (1835-1921) - Ф. Лист (1811-1886) - В. Горовиц (1903-1989).
Пляска Смерти ор.40 S.555
А.Скрябин (1875-1915).  
Этюд Си бемоль мажор ор.8 №11,
Этюд ре диез минор ор.8 №12,
Этюд до диез минор ор.42 №5
С.Рахманинов (1873-1943) .Соната  № 2 для фортепиано си бемоль минор ор.36 (ред.1931)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Ключерева (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Соната для скрипки и фортепиано фа минор (ор. 80) закончена С. С. Прокофьевым в 1946 году. Премьера сочинения состоялась в октябре 1946 года, и тогда Соната прозвучала в исполнении выдающихся музыкантов — Давида Ойстраха (ему посвятил свое сочинение Прокофьев) и Льва Оборина. Годы работы над произведением, совпавшие с событиями войны, закономерно отразились на содержании Сонаты: она поражает своей сосредоточенностью, подчас мрачностью и болью (исследователи отмечают в Сонате черты «эпитафии или прощания»), лишь иногда оттененной светлыми эпизодами, например, в третьей части. Масштабный четырехчастный цикл (1. Andante assai. 2. Allegro brusco. 3. Andante. 4. Allegrissimo) построен как развернутое эпическое повествование. Первая часть открывается звучанием в характере похоронного марша, в ней выделяются скрипичные пассажи, которые сам Прокофьев определил следующим образом: «это ветер гуляет по кладбищу». Вторая часть возникает как своего рода «демоническое скерцо», в музыкальной ткани которого просматриваются сарказм, ирония, подчас злоба. Третья часть — характерная для Прокофьева светлая и возвышенная, контрастирующая с мрачностью остальных частей. Торжественность финала разрушается периодически возвращающимися «кладбищенскими пассажами» скрипки, не давая ни на миг забыть об основных настроениях Сонаты. Прокофьев в работе с исполнителями объяснял, что Соната должна звучать так, «чтобы люди подскочили на своем месте и спросили: “А не сошли ли вы с ума?”». В 1947 году Прокофьеву за эту Сонату была присуждена Государственная (тогда Сталинская) премия СССР.
Игорь Александрович Фролов — известный российский скрипач, ученик Д. Ф. Ойстраха, лауреат многих Международных конкурсов, профессор Московской консерватории. Написанная им Концертная фантазияна темы из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» для скрипки и фортепиано завоевала особую популярность у слушателей: выразительные негритянские мелодии оперы обретают в концертной обработке новое звучание.
Фриц Крейслер — выдающийся австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины ХХ века. Он неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. Крейслер был широко известен и как композитор, автор, в первую очередь, сочинений для скрипки — эффектных, виртуозных, неизменно вызывающих слушательский интерес. В 1905 году Крейслер опубликовал цикл «Старые венские мелодии» для скрипки и фортепиано, где первой пьесой была «Радость любви», второй — «Муки любви», а завершала цикл пьеса «Прекрасный розмарин», первоначально ошибочно приписывавшаяся И. Ланнеру, автору многих бытовых венских вальсов. Все сочинения в настоящее время являются своеобразными «визитными карточками» Крейслера, ярко передавшего в своих сочинениях духовную красоту и виртуозный стиль венской школы.
В фортепианном наследии Ференца Листа особое место занимает цикл «Годы странствий». Его своеобразным лирическим центром являются три «Сонета Петрарки» (№№ 47, 104, 123), где фортепиано «пропевает» стихи великого итальянского поэта. 
Сонет Петрарки № 104:
Мне мира нет — и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лёд.
Заоблачный стремлю в мечтах полёт —
И падаю, низверженный, на землю.
Сжимая мир в объятьях — сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен куёт:
Ни узник я, ни вольный. Жду — убьёт;
Но медлит он — и вновь надежде внемлю.
Я зряч — без глаз; без языка — кричу.
Зову конец — и вновь молю: "Пощада!"
Кляну себя — и всё же дни влачу.
Мой плач — мой смех. Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих — хочу...
И вот за пыл сердечный мне награда!
Раскрывая в музыке возвышенное поэтическое содержание, Лист создает яркую концертную романтическую пьесу, где выразительная мелодика, прихотливая гармония, импровизационность фактуры невольно вызывают в памяти ноктюрны Ф. Шопена.
В начале 1870-х годов французский композитор Камилл Сен-Санс познакомился с творчеством поэта Анри Казалиса, выделив для себя его стихотворение с ироническим названием «Равенство, братство», основанного на сюжете старинной легенды. Темой его была пляска скелетов на кладбище зимою в полночь под звуки скрипки самой Смерти, которая играет до тех пор, пока не пропоет петух. Композитор создал на этот текст романс «Dance macabre» («Пляска Смерти»: «Вжик, вжик, вжик, Смерть каблуком отбивает такт на камне могильном»), а через некоторое время на его основе – симфоническую поэму, продолжая тем самым традиции Ф. Листа и передав ведущую роль солирующей скрипке. Сен-Санс использовал ритм вальса, ввёл звукоизобразительные элементы (бой часов, заклинание «zig-zig-zig» и др.). Ф. Лист, автор сочинения с таким же названием, однако, очень высоко ценил симфоническую поэму Сен-Санса, особенно «чудесную красочность» партитуры, и в 1876 году сделал ее фортепианную транскрипцию. Через столетие выдающийся пианист Владимир Горовиц предложил собственную редакцию сочинения.
В своих этюдах для фортепиано А. Н. Скрябин продолжил традиции Ф. Шопена, создав целый ряд художественно ярких концертных пьес, где, однако, всегда присутствует технически–виртуозная задача. Всего композитором написано в данном жанре 26 произведений, начиная с опуса 2 (1887 год), положившего начало целой серии сочинений. 12 этюдов ор. 8 были написаны в 1894-95 годах. Этюд № 11 си-бемоль минор — глубоко скорбный, трагически насыщенный. Особую же известность приобрел героико-патетический Этюд № 12 ре-диез минор, который часто называют «патетическим». Цикл Этюдов ор. 42,включающий восемь пьес, А. Н. Скрябин создает в 1903 году. Здесь особенно выделяется № 5, родственный по звучанию «патетическому», решенный в том же художественном ключе.
Фортепианная соната № 2 си бемоль минор была написана С. В. Рахманиновым в пору его композиторской и исполнительской зрелости — в 1913 году. Позднее, в 1931 году, уже в эмиграции, автор вернулся к сочинению, создав его вторую редакцию. В 1940 году пианистом Владимиром Горовицем с одобрения автора была выполнена еще одна редакция, соединяющая рахманиновские версии 1913 и 1931 годов, и она также в наши дни звучит с концертной эстрады. В современной исполнительской практике обе авторские редакции уравнены в правах, и пианисты сами выбирают для себя тот или иной композиторский текст. Трехчастное сочинение (I. Allegro agitato, II. Non allegro, III. Allegro molto), с одной стороны, развивает традиции лирико-драматического построения цикла, но с другой обнаруживает, новое решение: три части объединены сходством тем и непрерывностью их развития. Лаконичный вступительный оборот подготавливает появление темы главной партии в первой части, затем его ритмы проходят во второй части и возникают в бравурной третьей. Это уже монументальная, «большая соната», где каждая часть значительно укрупнена и по звучанию приближается к фортепианным концертам композитора (эти черты роднят сочинение Рахманинова также и с «Большой сонатой» П. И. Чайковского, написанной в 1878 году). Характерная для Рахманинова связь с русскими фольклорными истоками, претворение интонаций знаменного распева и колокольного звучания, поразительная «бескрайность музыкальных просторов» и особенно выразительные, по словам Б. В. Асафьева, «мелодии-дали» определяют строй сонаты: она развивает основную тему рахманиновского творчества – тему России.
 

Проф.З.М.Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин