20
ноября
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
350-400 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
симфонический концерт
I отделение

А. Хачатурян (1903-1978).
Адажио Спартака и Фригии из сюиты №2 к балету «Спартак» (1955)

А. Хачатурян (1903-1978) - Ж.П. Рампаль (1922-2000)
Концерт для скрипки с оркестром ре минор
(переложение для флейты с оркестром)
 

Солист
Владислав Прядкин (флейта)
II отделение

Й. Гайдн (1732-1809).
Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор Hob.VIIe:1
 

Солист
Никита Лукашевский (труба)

Д.Шостакович (1906–1975). 
Концерт №1 для фортепиано и трубы со струнным оркестром до минор op.35
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Иван Кощеев (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Арам Ильич Хачатурян — выдающийся советский армянский композитор, профессор Московской консерватории, автор целого ряда получивших мировую известность инструментальных и театральных сочинений, среди которых на первый план выходят балеты «Гаянэ» и «Спартак». Созданный в начале 1950 годов на основе сюжета о восстании рабов в Древнем Риме, «Спартак» сразу был назван одним из лучших балетов своего времени. Еще до постановки произведения на театральной сцене его музыкальные эпизоды, оформленные в виде симфонических сюит, исполнялись в концертных программах многими дирижерами. Наибольшую известность приобрела сцена любви Спартака и Фригии, показанная композитором в третьем действии балета во вдохновенном Адажио. Тихая, затаенная мелодия, звучащая в начале, постепенно разрастается до немыслимых масштабов, обогащаясь мотивами мужества и борьбы, преображаясь в страстный и дерзкий гимн настоящей любви.
Искусство А. И. Хачатуряна опирается на напевы родной Армении, интонации народных песен и танцев пронизывают все его творчество. Скрипичный концерт, написанный композитором в 1940 году, остается одним из самых репертуарных сочинений, показавшим образец гениального сочетания принципов европейского жанра и народного мелоса. Хачатурян отмечал, что фольклорную тему он рассматривает как «животворное зерно, как первоначальную интонационную ячейку, которую можно свободно и смело развивать, перерабатывать, обогащать».
Традиционное трехчастное строение Скрипичного концерта позволило композитору создать яркие картины жизни и быта своего народа, передать красоту земли. Крайние части (1. Allegro con fermezza, то есть «твердое, уверенное аллегро» и 3. Allegro vivace) построены на темпераментных танцевальных темах, которые композитор вдохновенно развивает, создавая почти зримые образы народной пляски. Средняя, лирическая часть (Andante sostenuto) воссоздает образ народного музыканта-ашуга, исполняющего бесконечно выразительный, редкий по красоте наигрыш-импровизацию. Концерт воспринимается как нечто целостное, благодаря объединению частей интонациями тем из первой части, пронизывающими все последующие разделы. Хачатурян в своем сочинении широко использует мелодико-ритмические и ладо-гармонические особенности национального фольклора, виртуозно сочетая их с приемами европейской классической музыки. Свой Концерт композитор посвятил выдающемуся виртуозу Давиду Ойстраху.
 
Австрийский композитор Йозеф Гайдн был ярким представителем венской классической школы. Он вошел в историю мировой музыкальной культуры как один из создателей классических инструментальных жанров (симфония, квартет) и форм (в его творчестве утвердили себя сонатная форма и сонатно-симфонический цикл). Сочинения Гайдна – оптимистичные и одновременно глубоко философские – привлекают также мастерским использованием юмористических и бытовых музыкальных образов. К жанру инструментального концерта Гайдн обращался сравнительно редко. Среди немногих его удач - написанный в 1796 году Концерт для трубы с оркестром Ми-бемоль мажор. Традиционная трехчастность Концерта, построенная на контрастном чередовании частей (Allegro – Andante – Finale. Rondo), раскрывает характерные гайдновские черты: многоплановость образов, опору на национальную мелодику, блестящую разработку тематизма, сбалансированность звучания солирующего инструмента и оркестра. Все это в совокупности рождает произведение, редкое по гармоничности и художественной убедительности.
 
Концерт для фортепиано и трубы с оркестром до минор Д. Д. Шостакович создал в 1933 году, и осенью того же года сочинение прозвучало впервые в Большом зале Ленинградской филармонии, где партию солиста на фортепиано исполнил автор. Как в большинстве своих произведений, Шостакович по-особому трактует традиционный жанр, привнося в привычную концертную форму новые элементы. Во-первых, первоначально Концерт был задуман как сочинение для трубы, и «память» об этом сохраняется в той большой роли, которую играют в законченном сочинении сольные эпизоды трубы, состязающейся с фортепиано. Во-вторых, композитор насыщает музыкальную ткань Концерта звучанием чужих мелодий, вводя реминисценции известных музыкальных тем из произведений Й. Гайдна (Соната для фортепиано Ре мажор) и Л. ван Бетховена («Аппассионата», «Ярость по поводу потерянного гроша»). Выразительным элементом становится цитирование популярной одесской песни «Как шумно было в доме Шнеерсона».   В четвертой части Концерта использована тема финала, созданного Шостаковичем в качестве вставного номера к опере Э. Дресселя «Бедный Колумб», которую в 1929 году собирались ставить в Ленинградском Малом оперном театре и для которой молодой Шостакович написал дополнительные номера. В результате, в рамках четырехчастного концертного цикла (1. Allegretto. 2. Lento. 3. Moderato. 4. Allegro con brio) возникает намеренно созданное композитором совмещение серьезного и смешного пластов. Шостакович, говоря о сочинениях 20-30-х годов, отмечал: «Я хочу отвоевать законное право на смех в так называемой “серьезной” музыке. Когда слушатель громко смеется в моем симфоническом концерте, меня это нисколько не шокирует, напротив — радует». Необычность звучанию Концерта придает и состав оркестра, в котором отсутствуют ударные и деревянные духовые инструменты (сначала автор даже называл сочинение «Концертом для рояля в сопровождении струнного оркестра и трубы»).
 
 
Профессор З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин