18
сентября
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
350-400 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
симфонический концерт
"Имена XVI конкурса им. Чайковского"

Л. Грёндаль (1886-1960). Концерт для тромбона с оркестром фа минор (1924)

Солист – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского
Алексей Лобиков (тромбон)

А. Копленд (1900-1990) - Ф. Амосов. Концерт для кларнета с оркестром
(переложение для виолончели)
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Федор Амосов (виолончель)
II отделение

Л. Боккерини (1743–1805).
Концерт №2 для виолончели и струнного оркестра ре мажор  G.479

Солист – лауреат международных конкурсов
Федор Амосов (виолончель)

Л. ван Бетховен (1770–1827)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до мажор ор.15

Солист – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского
Алексей Мельников (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

 

О программе концерта

Лауни Грёндаль — известный датский композитор, скрипач и дирижер, долгие годы возглавлявший Национальный симфонический оркестр своей страны. Многие его сочинения вошли в концертный репертуар, в том числе симфония, скрипичный концерт, камерно-инструментальные ансамбли. Самым известным сочинением композитора стал Концерт для тромбона с оркестром, написанный в 1924 году в период обучения в Италии. Тромбон сравнительно редко используется композиторами в качестве сольного инструмента: специфический тембр инструмента, масштабность звука предполагают, на первый взгляд, введение данного инструмента лишь для создания мужественных образов, передачи мощных кульминаций. Л. Грёндаль опровергает сложившееся отношение, раскрывая возможности тромбона и в контрастных, в частности, лирических высказываниях. Концерт сохраняет классические традиции жанра: первая часть звучит как торжественный монолог (Moderato assai ma molto maestoso), в котором определенное место отводится и лирическим интонациям. Небольшая вторая часть (Andante grave) сопровождается программным авторским уточнением "Quasi una Leggenda» («Словно легенда»). Здесь тромбон будто ведет эпическое повествование, в котором основное место занимает призывная начальная интонация. Третья часть (Finale. Maestoso) решена композитором в форме виртуозного рондо. Здесь небольшое вступление подводит к основной теме-рефрену, носящему скерцозный характер (авторская ремарка: Allegretto scherzando). Его проведение перемежается контрастными эпизодами, позволяющими тромбонисту продемонстрировать богатейшие возможности инструмента. Концерт посвящен В. Ааркогу – первому исполнителю сольной партии.

Аарон Копленд — известный американский композитор и дирижер. Он родился в семье литовских эмигрантов, в 1921-1924 годах учился в консерватории Фонтенбло (Франция), где его наставницей была Надя Буланже — знаменитый французский музыкант, дирижер, педагог. Сочинения Копленда уже в 1920-х годах привлекли внимание слушателей остросовременным подходом, сложностью композиторской техники, где композитор соединил современную музыку с американскими фольклорными темами. В 1948 году Копленд создает свой знаменитый Концерт для кларнета со струнным оркестром, арфой и фортепиано, посвящая его выдающемуся американскому исполнителю Бенни Гудмену - человеку, получившему в свое время титул «король джаза». Это обстоятельство определило весь строй Концерта: он наполнен джазовыми ритмами, фольклорными интонациями, а каденция решена композитором в жанре джазовой импровизации. В сегодняшнем концерте произведение прозвучит в переложении для виолончели с оркестром.

В творчестве известного итальянского композитора XVIII века Луиджи Боккерини виолончель играла особую роль: уже с 13 лет музыкант выступал с сольными концертами, заслужив славу выдающегося виртуоза. Впоследствии, став авторитетным композитором, автором многих произведений в различных жанрах (сохранились его оратории, кантаты, мессы, оперы), он постоянно обращался к любимому инструменту, написав для него ряд ярких сочинений, входящих и в наши дни в репертуар исполнителей. Л. Боккерини считают создателем классической виолончельной школы, обогатившим технику игры и раскрывшим широчайшие художественные возможности инструмента. Современник композитора отмечал: «Огненный и мечтательный Боккерини своими произведениями 1770-х годов становится в самые первые ряды бурных новаторов той эпохи, смелая гармония его предвосхищает звучания будущего». Представитель итальянской инструментальной школы, Боккерини неизменно сохранял ее черты, в первую очередь, особенности «галантного стиля». Один из 12-ти написанных композитором концертов для виолончели, Концерт ре мажор G.479 для виолончели и струнных, созданный в конце 1760-х годов, передает все особенности инструментального стиля композитора. Традиционное трехчастное строение сочинения основано на жанровом и темповом контрасте (AllegroAdagioAllegro), где каждый раздел выполняет свою функцию: виртуозная быстрая первая часть сменяется несколько отстраненной, лирической второй частью, и обе они получают логическое завершение в стремительном финале. Почти обязательная в каждом инструментальном концерте каденция — яркий эпизод солиста, дающий ему возможность раскрыть свой исполнительский уровень и выделить яркие элементы сочинения, всегда предоставляет право творчества для музыканта. Поэтому в концертных сочинениях так часто вводятся каденции, принадлежащие другим музыкантом. В сегодняшнем выступлении в Концерте Л. Боккерини прозвучит каденция Ф. Амосова.

Работа над первым из пяти концертов для фортепиано с оркестром была завершена Людвигом ван Бетховеном в 1798 году. Сочинение определяют как Первый концерт, хотя хронологически ранее был написан Второй концерт. Бетховен посвятил Концерт №1 княгине Барбаре Одескальки, прекрасной исполнительнице фортепианных произведений композитора. Позднее Бетховен создал три разных каденции к первой части, а также каденцию к финалу. По сравнению с последующими, Концерт №1 выделяется своим подчеркнуто помпезным характером, что проявляется и в характере партии солиста, и в использовании полного состава оркестра. Он во многом продолжает традиции классических моцартовских концертов, но в то же время в нем отчетливо слышны бетховенские черты, ведущие к Героической симфонии. Первая часть (Allegro con brio), соединяющая маршевое начало в главной партии и «галантность» в побочной, сменяется лирикой второй части (Largo), где мягкая, выразительная тема, многократно изменяемая на протяжении всего раздела, позволяет услышать и драматические нотки, предвосхищающие ноктюрны Ф. Шопена. Третья часть (Rondo. Allegro scherzando) — стремительно рондо — переводит действие в иной план, где господствует танцевальность, и где композитор использует интонации австрийских фольклорных песен, в том числе близких по характеру уличным песенкам Вены. Комическое скерцозное начало, обозначенное автором, раскрывается им в разных аспектах, благодаря богатому тематическому и ритмическому варьированию, специфическим инструментальным тембровым эффектам.
 
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин