13
сентября
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

Г.Телеман (1681-1767) – Ю.Биховец (р.1994). Фантазия №12 соль минор
И.Брамс (1833-1897) – Ю.Биховец (р.1994). 
«Wie Melodien zieht mir» из вокального цикла ор.105 
А.Вайнен (1942-2015).  Рапсодия для саксофона с оркестром до мажор
Ф.Декрюк (1896-1954). Соната для саксофона-альта и фортепиано 
Г.Динику (1889-1949) - Ю.Биховец (р.1994). Хора-стаккато

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Юлия Биховец (саксофон)
Партия фортепиано – лауреат международного конкурса Ирина Тимофеева
II отделение

А.Марчелло (1669-1747) – Е.Эпова (р.1992). Концерт для гобоя и струнных
Ф.Борн  (1840-1920) – Р.Мейлан (р.1924) - И.Рот (р.1942).
Блестящая фантазия на темы из оперы Ж.Бизе «Кармен» 
П.-М.Дюбуа (1930-1995).
Три характерные пьесы для саксофона-альта и фортепиано, op.77 
Испанская – Французская – Русская
Д.Бедар (р.1950). Фантазия для саксофона-сопрано и фортепиано 
Б.Кокрофт (р.1972). «Ку-ку» для саксофона-сопрано соло

Исполняет – лауреат международного конкурса
Екатерина Эпова (саксофон)
Партия фортепиано – лауреат международного конкурса Ирина Тимофеева

Ж.-Б. Синжеле (1812-1875).
Allegro из Концертного дуэта для двух саксофонов и фортепиано, ор. 55

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Юлия Биховец (саксофон)
Исполняет – лауреат международного конкурса
Екатерина Эпова (саксофон)
Партия фортепиано – лауреат международного конкурса Ирина Тимофеева

IN ENGLISH

О программе концерта

Георг Филипп Телеман принадлежит к плеяде представителей немецкой музыки эпохи барокко. Крупнейший композитор и исполнитель, он дружески общался с семьей великого И. С. Баха. Многое из написанного Телеманом было известно его выдающемуся современнику и находило у него понимание и поддержку. Телеман был великолепным мастером полифонического письма, одновременно широко использовавшим в музыке гомофонно-гармонические приемы. Его сочинения опирались на темы фольклорных песен и танцев, они демонстрируют интересные приемы программности и звукоизобразительности. Перу Телемана принадлежит более 40 опер, множество кантат и ораторий, более 700 песен, около 170 концертов и ряд других сочинений. Особую популярность у слушателей обрели инструментальные произведения Телемана, в том числе его 12 фантазий для флейты соло, созданные в 1733 году. Включенная в программу концерта Фантазия соль минор завершает данный цикл. Одночастная пьеса построена композитором как последовательность разнохарактерных эпизодов: медленное вступительное Grave (оно затем еще раз прозвучит в середине пьесы) сменяется стремительным Allegro. За ним последует нежное Dolce, а завершится пьеса блестящим стаккатным Presto.
Вокальный цикл ор. 105 Иоганнес Брамс создал в 1889 году, обратившись к поэзии своих современников. В одном из писем Брамс писал, что всегда стремится приблизить сочиняемые им песни к фольклорным. Эта особенность отличает все 5 песен вокального цикла, в которых слышны интонации немецких народных мелодий. Первая песня вокального цикла «Wie Melodien zieht mir» (приблизительный перевод – «Как мелодии влекут меня») на стихи К. Грота – нежная, трепетная, где слышны лирическое признание, трогательная грусть. В переложении для саксофона песня сохраняет это настроение, приобретающее особый оттенок, благодаря новому инструментальному тембру.
Андре Вайнен — современный бельгийский композитор и дирижер, он получил образование в Королевской консерватории в Брюсселе, занимаясь в классах трубы, фортепиано, камерного ансамбля. После окончания обучения Вайнен играл в различных оркестрах и ансамблях, в том числе духовых, для которых создавал многочисленные произведения различных жанров. Рапсодию для саксофона с оркестром Вайнен пишет в 1990 году, соединяя в произведении черты трехчастного концертного цикла (с темповым и образным сопоставлением частей) и свободной фантазии на различные темы, где присутствуют и нежная лирика, и маршевые ритмы, и трагические нотки. Рапсодию отличает особая техническая сложность партии солиста, открывающая перед ним перспективу продемонстрировать богатые художественно–выразительные и виртуозно–технические возможности инструмента.
Фернанда Декрюк (полное имя — Жанна Дельфина Фернанда Бреиль-Декрюк) была воспитанницей Парижской консерватории по классу фортепиано и органа. Интерес к саксофону Ф. Декрюк связан с профессией ее супруга Мориса Декрюка, для которого и создавались сочинения: «Золотой саксофон», «Красный саксофон», «Джазовая токката», «Вьющийся саксофон», «Саксофониетта», а также произведения для квартета саксофонов. Наибольшую популярность завоевала Соната для саксофона (или альта). Она написана в 1943 году, в трудный для Франции военный период, что и нашло отражение в музыке. Соната представляет собой четырехчастный цикл, где последняя часть «соединяет» в себе две (ноктюрн и финал): 1. Tres Modere, Expressif. 2. Andante. 3. Fileuse 4. Nocturne et Final. В сонате есть элементы программности: третью часть цикла автор сопровождает названием «Пряха»
Григорий (Григораш) Динику — известный цыганский скрипач-виртуоз и композитор Румынии. Выдающийся виртуоз Яша Хейфец говорил, что Динику был самым великим скрипачом, которого он когда-либо слышал. Традиции народного исполнения, которые активно развивал Г. Динику, связаны с его обращением к фольклорным жанрам. Национальный танец «Хора» многократно использовался композитором (им написаны также Hora spiccato, Hora de concert и др.), но самой известной стала «Hora staccato», впервые исполненная им в 1906 году на выпускном экзамене в Бухарестской консерватории и увековечившая имя автора. Переложение пьесы было сделано для многих инструментов и ансамблей, и в каждом случае в звучание сочинения привносились новые элементы.
Алессандро Марчелло был известен в свое время как брат знаменитого музыканта Бенедетто Марчелло. Сам Алессандро прославился как математик, философ и поэт, который иногда по-любительски сочинял музыку. Тем не менее, созданные им произведения разных жанров охотно исполнялись современниками, и первое место заслуженно отводилось Концерту для гобоя и струнных ре минор, написанному в 1716 году и позднее переложенному для клавира И. С. Бахом. Несложная трехчастная композиция (1. Andante e spiccato, 2. Adagio, 3. Presto) в характерном барочном стиле рождает ощущение череды выразительных галантных сценок, по-новому звучащих в переложении для саксофона.
Франсуа Борн — знаменитый французский флейтист-виртуоз, педагог и композитор, он завоевал известность как автор многих сочинений для флейты, где значительное место занимает жанр фантазии на темы какой-либо оперы. Это закономерно, поскольку Борн в течение многих лет был первой флейтой Большого театра в Бордо. Самым известным сочинением музыканта стала «Блестящая фантазия на темы оперы Бизе “Кармен”» для флейты и фортепиано, написанная в 1880 году. В ней звучат все основные темы оперы, но центральное место занимает Хабанера, на ней построен даже цикл вариаций внутри Фантазии. Особый тембр флейты придает хорошо знакомым мелодиям оперы новые оттенки, а последующую многочисленные переложения для разных инструментов обогащают звуковую палитру выразительных мелодий.
Пьер-Макс Дюбуа — французский композитор академического направления, ученик Дариуса Мийо, члена легендарной «Шестерки». Основные сочинения Дюбуа созданы для духовых инструментов, в рамках которых композитор умел находить новые ракурсы, новые инструментальные сочетания, они часто классичны по стилю, но всегда по-французски изящны и привлекательны. Композитора всегда привлекала музыка разных народов, мелодиикоторых он использовал в качестве основных в своих пьесах, стремясь при этом сохранить национальный колорит. Эти особенности в полной мере проявляются в цикле «Три характерные пьесы для саксофона-альта и фортепиано», где в основу частей положены популярные темы. Пьеса «Испанская», открывающая цикл, динамичная, с характерными испанскими ритмами, с контрастными плавными эпизодами. Пьеса «Французская» выполняет в цикле функцию медленной части, она основана на выразительной лирической теме. Финальная пьеса «Русская» построена на чередовании двух контрастных тем – медленной, тягучей, сродни «Дубинушке», и быстрой плясовойтеме, близкой «Камаринской».
Дени Бедар — современный канадский композитор, автор произведений для органа, инструментальных и хоровых сочинений. Он преподавал в консерватории в Квебеке, был штатным органистом в различных храмах, а также активно концертировал в странах Северной и Южной Америки. Его музыка, современная и академичная одновременно, всегда привлекает широкую публику своей ясностью и мелодичностью. Не раз композитор создавал произведения для саксофона, и особую известность завоевали его Соната для альт-саксофона и фортепиано (1982) и Фантазия для саксофона-сопрано и фортепиано-альта (1984).Она строится на сопоставлении легкой, шутливой начальной темы (композитор предпосылает ей указание «Vif et gai» - «Ярко и весело») и контрастной лирической, неоднократно возвращающихся на протяжении пьесы.
Барри Кокрофт – известный современный саксофонист и композитор, музыка которого активно звучит в разных уголках мира. Он играл в оркестрах и ансамблях США, Австралии, регулярно выступал в филармонии Малайзии и других стран и давая многочисленные мастер-классы по всему миру. Его сочинения для саксофона – технически сложные, но пленительные по звучанию, насмешливые, словно пронизанные доброй улыбкой. Композитор соединяет в своих пьесах современные ритмы и мелодии разных народов, создавая сложную и эффектную  звуковую партитуру. Название пьесы «Ку-ку» раскрывает и замысел сочинения, и его художественные задачи.
Жан-Батист Синжеле — бельгийский скрипач и дирижер. В качестве композитора он выступил, написав сочинения для саксофона для своего друга – изобретателя инструмента Адольфа Сакса. Благодаря Синжеле, Сакс расширил семейство саксофонов, создав несколько его разновидностей. Концертный дуэт для двух саксофонов и фортепиано (1858) относится к числу наиболее известных опусов композитора, позволяющих исполнителям продемонстрировать богатые виртуозно-технические возможности инструмента.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Юлия Биховец