11
ноября
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-600 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
симфонический концерт
I отделение

Р.Вагнер (1813-1883). Увертюра к опере "Риенци"
 
И.Н.Гуммель (1778-1837). Концерт для трубы с оркестром  S.49

Солист – лауреат международных конкурсов
Владимир Пинялов (труба)
II отделение

Э.Григ (1843-1907). Фрагменты из сюиты "Пер Гюнт"

Я.Сибелиус (1865-1957). Концерт для скрипки с оркестром  ре минор ор.47

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Борисоглебский (скрипка)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Народный артист России Максим Федотов

IN ENGLISH

О программе концерта

«Риенци» (полное название «Риенци, последний трибун» по роману Э. Булвер-Литтона) принадлежит к числу ранних сочинений будущего великого оперного реформатора Рихарда Вагнера. Опера была написана в 1842 году и посвящена событиям, связанным с Кола ди Риенцо (ок. 1313—1354) — борцом за свободу Италии. Вагнер самостоятельно переработал роман, создав либретто и затем музыку масштабного сочинения в традициях большой французской оперы, исполнение которого длится не менее 6 часов. Увертюра была последним номером, созданным композитором в работе над сочинением, она построена на темах оперы и раскрывает основную коллизию сочинения. Здесь слышны и мужественная гимничность, и нежная лирика, и драматизм столкновений, и величие победы. В качестве первой темы Увертюры композитор использовал тему молитвы Риенци «О Всемогущий, брось свой взгляд» — одного из самых выразительных эпизодов, завершающих оперу. Тем самым Вагнер создает мелодическую арку между началом и завершением оперы.
 Творчество австрийского композитора и пианиста-виртуоза, чеха по национальности Иоганна Непомука Гуммеля (1778–1837) в своем становлении связано с целом рядом выдающихся музыкантов, учеником которых он был в разные годы, - В.-А. Моцарта (1786-1888), Йозефа Гайдна (с 1795 года). Гуммель дружил с Л. Бетховеном и Ф. Шубертом, а среди учеников Гуммеля был Ф. Мендельсон. Творчество Гуммеля охватывает разные жанры – оперы, мессы, концерты. В 1822 композитор концертировал в России, а позднее использовал в некоторых сочинениях мелодии русских народных песен: «Вариации на темы русских песен», «Русское рондо» для фортепиано, «Полифонические русские народные песни» для 4 голосов, хора и оркестра. Одна из его фортепианных пьес - популярный ноктюрн «Память дружбы» был оркестрован М.И. Глинкой.
Концерт для трубы с оркестром был написан Гуммелем в 1803 году, и по своему стилю он близок традициям Й. Гайдна, с аналогичным сочинением которого его часто сравнивают. В наследии Гайдна духовые инструменты постепенно перестают рассматриваться как чисто оркестровые, выполняющие роль поддержки струнных и оттеняющие их звучание. Духовые инструменты приобретают все большее значение как самостоятельные и в симфонических произведениях (им поручаются драматургически важные темы), и в концертах, где перед ними открываются условия для демонстрации своих выразительных и технических возможностей. К тому же выбор солирующего инструмента определяет часто и общее содержание сочинения. Труба с ее драматическим, гимническим звучанием формирует в Концерте Гуммеля динамику первой части (Allegro con spirito — то есть, с воодушевлением) характер, мужественную лирику второй части (Andante), скерцозность с несколько военизированным оттенком в рефрене третьей части (Rondo: Allegro).
В 1875 году норвежский композитор Эвард Григ создал музыку к драме своего соотечественника Генрика Ибсена «Пер Гюнт», повествующей о судьбе юноши, оставляющего своих близких и свой дом в поисках лучшей жизни. Пьеса быстро сошла со сцены, а на основе 26 написанных номеров композитором в 1888 и 1891 годах были созданы 2 оркестровые сюиты, включающие разнохарактерные, наиболее выразительные вокальные и инструментальные эпизоды. В программу концерта включены три пьесы из первой сюиты, и одна — «Песня Сольвейг» — из второй. «Утро» — это музыкальная картина (Пер Гюнт встречает восход солнца в Египте, но перед его глазами — родная Норвегия), переданная нежными, пасторальными оркестровыми красками. «Танец Анитры» — дочери шейха, пляшущей перед Пером, изображающим пророка, становится яркой танцевальной миниатюрой, в основе которой лежит элемент мазурки. Прекрасная «Песня Сольвейг», ожидающей Пера девушки, построена на интонациях народных норвежских песен, поэтично раскрывающих образ вечной женственности. Марш «В пещере горного короля» призван передать один из эпизодов странствий Пера — его пребывание в царстве фантастического Доврского деда.
Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эвард Григ - включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Все многочисленные произведения композитора в разных жанрах раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер Финляндии.
Сибелиусом создано семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», четыре легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Мировую известность получил «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнефельта «Куолема». Но при всем богатстве и разнообразии созданных сочинений Скрипичный концерт Сибелиуса (1903 – первая редакция, 1905 – вторая редакция) остается одним из основных произведений композитора и входит в репертуар всех ведущих скрипачей мира.
Появление Концерта не случайно: для Сибелиуса жизнь в музыке началась с мечты о сольной карьере скрипача. По классу скрипки он занимался в Хельсинском институте музыки, этому инструменту он уделял большое внимание в последующие годы. Поэтическое звучание скрипки в Концерте, соединенное с мощью симфонического оркестра, во многих случаях воспринимается как авторский монолог, в котором чередуются  суровые высказывания, песенные эпизоды, динамичная танцевальность. Автор сохраняет традиционную трехчастную структуру инструментального концерта (Allegro moderato - Adagio di molto - Allegro ma non troppo), чередуя разнохарактерные эпизоды, целиком проникнутые финским мелосом. Особенно выразительна вторая, медленная часть Скрипичного концерта – вдохновенный романс, один из самых проникновенных скрипичных эпизодов мировой музыкальной литературы.

 Проф.З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин