11
апреля
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
250-300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

П.Чайковский (1840-1893). Концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор. 35 

Солист – лауреат международных конкурсов
Степан Стариков (скрипка)
II отделение

К.М. Вебер (1786-1826).  Концерт № 2 для кларнета с оркестром ор.74

Солист – лауреат международных конкурсов
Иван Рогачёв (кларнет)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

М.Равель (1875-1937). Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор

Солистка – лауреат международных конкурсов
Елизавета Украинская (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Раушан Якупов

IN ENGLISH

О программе концерта

В наследии Петра Ильича Чайковского произведения для скрипки занимают сравнительно небольшое место, но каждое из них получило широкую известность и вошло в репертуар выдающихся исполнителей России и мира. Скрипичный концерт был написан композитором в 1878 году. К созданию произведения композитор подошел, уже будучи автором нескольких концертных сочинений, в том числе Первого концерта для фортепиано с оркестром и Вариаций на тему рококо для виолончели с оркестром, завоевавших подлинное признание профессионалов и любителей музыки. Исполнителем и пропагандистом Скрипичного концерта в Европе и в России стал венский скрипач Адольф Бродский, которому композитор посвятил свой опус. Сочинение Чайковского сейчас называют первым классическим русским концертом для скрипки с оркестром. Партия скрипки в произведении отличается блестящей виртуозностью; композитор намеренно подчеркивает значимость партии солиста, используя при этом все возможности инструмента. Образный строй Концерта отличается светлым колоритом, он лишен драматизма, который характерен для сочинений Чайковского, создававшихся в те же годы, в частности, симфонии № 4. Три части Концерта последовательно раскрывают авторский замысел: сложная, многоплановая, насыщенная первая часть (Allegro moderato) сменяется задумчивой, лирической второй частью (Andante), которую композитор определил как «Канцонетта», то есть маленькая канцона, небольшая напевная вокальная или инструментальная пьеса. Завершает сочинение блестящий финал (Allegro vivacissimo), в котором представлена картина яркого праздника.

Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер (1786-1826), автор оперы «Волшебный стрелок», был известен и как автор произведений с участием кларнета. Среди его сочинений – два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Кларнет играл большую роль и в других сочинениях композитора, например, именно этот инструмент стал лейттембром Агаты в «Волшебном стрелке». Оба Концерта для кларнета с оркестром были написаны композитором один за другим и впервые исполнены в 1811 году. Они создавались Вебером для известного кларнетиста того времени Г. Бермана по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Сохраняя традиционную трехчастную форму сочинения (Allegro - Romanza. Andante con moto - Alla Polacca),композитор одновременно привносит в него новые, романтические черты. Очень выразительно звучит быстрая первая часть, где после длительного оркестрового вступления главная тема у солирующего кларнета – виртуозная, ритмически сложная — вступает в диалог с оркестром, «переигрывая» его и заставляя следовать за собой. Прекрасная, чисто кларнетовая тема второй части (Романс) своей распевностью, обусловленной природой солирующего инструмента, представляет образец истинной лирики, подкрепленной мягким аккомпанементом оркестра. Лишь на мгновение в это звучание вторгаются чуждые, резкие интонации с тем, чтобы затем острее почувствовать возвращение основного образа. Финал Концерта – одно из самых популярных творений Вебера. Его польские элементы, проявляющиеся уже в начальной, ритмически прихотливой виртуозной теме, словно перебрасываются от солиста к оркестру, создавая яркую, многохарактерную композицию. Все это позволяет говорить о том, что в произведении Вебера закладывается новый подход к трактовке жанра инструментального концерта, его новое романтическое видение.

Морис Равель — один из выдающихся французских композиторов первой половины ХХ века. Его, наряду с К. Дебюсси, называют основоположником импрессионизма в музыке, создателем красочной звукописи, колористической гармонии и оркестровки. В музыке Равеля нашла отражение испанская тематика (опера «Испанский час», Болеро), он был увлечен русской музыкой, особенно М.П. Мусоргским, оркестровав его «Картинки с выставки». Среди сочинений Равеля видное место занимают два Концерта для фортепиано с оркестром (оба закончены в 1931 году). Концерт соль мажор сам Равель называл «дивертисментом в духе Моцарта». Это произведение дает возможность говорить о композиторе как о выдающемся мастере концертного письма, остроумном и дерзком, крупнейшем знатоке оркестра. Концерт вобрал в себя наиболее характерные черты композиторского мышления: яркую образность, импрессионистические приемы, национальные элементы. По своему содержанию Концерт оказался в чем-то схожим с волшебной сказкой, словно отражающей пристрастия ее автора. Один из учеников Равеля, описывая дом композитора в предместье Парижа, отмечал: «старомодные безделушки соседствовали с куклами, механическими птичками, корабликами, навеки замурованными на дне стеклянных сосудов». Окружавшая композитора атмосфера оказалась воплощенной в Концерте, посвященном выдающейся французской пианистке Маргарите Лонг (1874-1966). Создание сочинения обуславливалось особым подходом композитора к данному жанру, который отмечал: «Я считаю, что музыка концерта может быть веселой и блестящей; не обязательно, чтобы она претендовала на глубину или драматизм». В Концерте его первая (Allegramente) и очень короткая третья (Presto) части в полной мере отвечают избранному принципу яркости, блеска звучания. Лирическим центром становится вторая часть (Adagio assai) — замечательная инструментальная ария, в основе которой лежит одна из самых протяженных мелодий композитора (она занимает 36 тактов; по объему ее можно сравнить с темой знаменитого «Болеро», которая длится 34 такта). Ее «бесконечность», рождающая ощущение особой возвышенности, отстраненности от всего суетного, прекрасно раскрывает внутренний мир художника.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин