10
марта
Пятница
19:00
2017
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

К.М фон Вебер (1786-1826). Увертюра к опере "Оберон"
 
Р.Шуман (1810-1856). Концерт для виолончели с оркестром ля минор, ор. 129

Солистка – лауреат международных конкурсов
Дарима Цыремпилова (виолончель)
II отделение

С. Прокофьев (1891-1953). Гавот из "Классической симфонии", op. 25
 
СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

С. Прокофьев (1891-1953). Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до мажор, ор. 26

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Илья Папоян (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Выдающийся немецкий композитор Карл-Мария фон Вебер считается основоположником национальной романтической оперы. Лучшее из созданных им сочинений — опера «Вольный стрелок» (1821) определила пути, по котором шло развитие музыкального театра Германии в XIX веке. Последняя же опера «Оберон» была написана по заказу Лондонского театра Ковент-Гарден незадолго до кончины композитора, и в основу ее были положены произведения В. Шекспира «Буря» и «Сон в летнюю ночь». Увертюра к опере была написана последней, когда все остальные номера уже были готовы. По замыслу композитора она должна была раскрыть основные образы и передать мелькающие словно в калейдоскопе события: в увертюре слышен таинственный рог Оберона, здесь порхают эльфы; музыка раскрывает торжественное шествие рыцарей и придворных дам. Главные герои оперы — Гюон и Реция — убегают из дворца на волю, и композитор мастерски раскрывает волнение и радость молодой пары. Лирическим центром увертюры становятся две певучие мелодии, рисующие облик главных героев. Вдохновенная, выразительная, прекрасно оркестрованная Увертюра давно стала самостоятельным произведением, ярким образцом программного симфонизма.
Среди последних опусов немецкого композитора–романтика Роберта Шумана особенно выделяется Концерт для виолончели с оркестром ля–минор, завершенный в 1851 году. Сочинение считается одним из высочайших достижений романтического виолончельного искусства, в котором соединены выразительный мелодизм, архитектоническая стройность, яркость образного решения. Три части концерта связаны близкими интонациями, что рождает ощущение слитности, спаянности, одночастности масштабного Концерта, тем более, что все его части исполняются без перерыва. Шуман называл сочинение «концертштюк», подчеркивая его одночастность и роль виртуозного начала. Первая часть Концерта (Nicht zu schnell – Не очень быстро) начинается с очень краткого оркестрового вступление, вводящего в лирическую главную тему в партии солиста, словно определяющую весь характер части. Вторая часть (Langsam – Медленно) — небольшое лирическое интермеццо, связанное с образом супруги композитора Клары Шуман. Третья часть (Sehr lebhaft — Очень живо) представляет собой яркое рондо, завершающееся выразительной каденцией, утверждающей мажорное звучание.
Первую («Классическую») симфонию Сергея Сергеевича Прокофьева (1916) можно считать одним из первых неоклассических произведений: она во многом воспроизводит стиль сочинений Й. Гайдна. Прокофьев посвятил ее Б. В. Асафьеву. Симфония состоит из четырех частей (1. Allegro. 2. Larghetto. 3. Gavotta. Non troppo allegro. 4. Finale. Molto vivace). Композитор использовал здесь и гайдновский состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры и струнные.
Прокофьев писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма, и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и захотелось сочинить, симфонию в классическом стиле». Но композитор не стремился точно воссоздать стиль гайдновской эпохи. Конечно, в музыке представлены основные черты классицистского стиля, но переданы они композитором ХХ века с использованием современных ему музыкальных средств. Эти черты в полной мере проявляются в третьей части симфонии — Гавоте, в основу которого положена выразительная тема: здесь есть «прыжки», сопоставление далеких тональностей, остинатные ритмы, что не мешает ощущению танцевальности, но воспроизводимой в юмористическом плане. Веселым юмором отмечено и вариационное трио: на квинтовом органном пункте у литавр и струнных звучит почти примитивная комическая тема. Симфония, несмотря на название «классическая», не стала простым подражанием Гайдну. Прокофьев словно надел маску «классицизма», но создал музыку уже своего времени.
Фортепианные концерты С.С. Прокофьева обозначили новою эпоху в развитии этого жанра. Каждое из пяти законченных сочинений композитора, созданных в разные годы, становилось событием в пианистическом искусстве ХХ столетия, хотя и не все они были приняты сразу. Но, завоевав признание, каждый из концертов входил в репертуар ведущих исполнителей мира. Так произошло и с Третьим концертом, созданном в 1921 году, когда композитор жил во Франции. Б.В. Асафьев писал, что в концерте «исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента ... с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт написан как традиционный трехчастный цикл, где, однако, каждая из частей нарушает установленный порядок. Начало первой части (Andante-Allegro) — возвышенное solo кларнета — затем резко переходит в динамичную, волевую главную тему, которая и определяет эмоциональный строй всей части. Вторая часть решена Прокофьевым как Тема с вариациями. В качестве темы композитор избирает галантный гавот – танец, который вошел в его Классическую симфонию. Тема в каждой из вариаций бесконечно меняется, приобретая разнообразное звучание: здесь слышны то саркастичные, то сказочные, то плясовые оттенки. И лишь в конце части тема возвращается в первоначальном виде. Финал (Allegro ma non troppo) по характеру близок первой части. Его настроение перекликается со знаменитой «Скифской сюитой» композитора: та же дикая, необузданная сила и безграничная мощь, соседствующие с темпераментной лирикой.

Константин Бальмонт в 1922 году создал сонет «Третий концерт», передающий его ощущения от услышанного произведения Прокофьева:

Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин