05
февраля
Среда
19:00
2020
Стоимость билетов:
400-800 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
симфонический концерт
I отделение

Д. Шостакович (1906-1975).
Концерт №2 для виолончели с оркестром соль мажор op.126

Солист – лауреат международных конкурсов
Федор Амосов (виолончель)
II отделение

Ж. Бизе (1838-1875). Сюита №1 из оперы «Кармен» 

К. Сен-Санс (1835-1921).
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре мажор, op.17

Солист – лауреат международных конкурсов
Сергей Редькин (фортепиано)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Народный артист России Александр Скульский

IN ENGLISH

О программе концерта

Концерт №2 для виолончели с оркестром был закончен Д. Д. Шостаковичем весной 1966 года; как и первый концерт, он был посвящен выдающемуся виртуозу М.Л. Ростроповичу. Насыщенное, разноплановое по содержанию, по образному строю сочинение отразило характерные черты позднего стиля композитора. Годы спустя Шостакович отмечал, что Концерт для виолончели № 2 — это нечто вроде 14-й симфонии с сольной партией виолончели. По некоторым свидетельствам первая, элегическая часть Концерта была написана после известия о смерти поэтессы Анны Ахматовой (5 марта 1966 года), с которой Шостакович был связан долгие годы. Образную палитру сочинения дополняют аллюзии и цитаты из музыки прошлого. В середине финала звучит цитата из начала оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов»; ее Шостакович использовал и в других своих сочинениях, в том числе в «Казни Степана Разина», скерцо из Десятой симфонии. Во второй части Концерта основной темой становится песня «Купите бублики», затем она прозвучит в кульминации третьей части. Несколько раз на протяжении сочинения возникает знаменитая монограмма композитора DSCH (Dmitri SCHostakovich), вплетаясь в канву общего звучания. Необычно соотношение частей Концерта: вместо сонатного аллегро здесь введено медленное Largo, где контрастное сопоставление двух тем уступило место многогранному преображению одной основной темы. Необычно и решение двух последующих частей с общим обозначением Allegretto, но контрастных по звучанию. Удивительна кода сочинения, построенная на ударных инструментах: они играют повторяющиеся ритмические фигуры на фоне тянущегося звука у солирующей виолончели.
 
Спустя десять лет после смерти Жоржа Бизе его другом, композитором Эрнестом Гиро (1837–1892), осуществившим редактирование «Кармен», были подготовлены две сюиты на темы из этой оперы. В Сюиту №1 вошли значимые эпизоды сочинения. Prelude: своей опере Ж. Бизе предпосылает, как известно, не традиционную увертюру, а Прелюдию, где сопоставлены тема Тореадора с ее  ярким, жизнеутверждающим звучанием, и тема трагической судьбы Кармен. Первая тема будет звучать в финальной части Сюиты, а открывает ее вторая тема. Aragonaise: Антракт к четвертому действию, в основу которого положена тема испанского танца «хота», происхождение которого связывают с провинцией Арагон. Intermezzo: симфонический Антракт к третьему действию — один из самых светлых, лирических разделов оперы, близкий образу нежной Микаэлы.  Les Dragons d’Alcala: Антракт ко второму действию оперы, построенный на теме «Песни драгуна из Алькала» (она исполняется Хозе, когда тот приходит к Кармен в кабачок). Les Toreadors: Финал Сюиты, где звучит жизнеутверждающая тема Тореадора в том виде, как она открывала Прелюдию к опере.
 
Знаменитый французский композитор Камилль Сен-Санс создал на протяжении творческой жизни десять инструментальных концертов, пять из которых — фортепианные. Первый из них Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор был написан в 1858 году, композитор сумел создать яркое, оптимистическое сочинение, технически сложное, но лишенное внешней эффектности. Композитор писал одному из своих учеников, что сочинение «было вдохновлено лесом Фонтенбло», прекрасным уголком Франции неподалеку от Парижа, окружающим старинный замок Фонтенбло. В 19 веке лес стал излюбленным местом французских художников, запечатлевших его на своих полотнах. В медленном вступительном разделе первой части Концерта (Andante – Allegro assai), написанной в форме сонатного аллегро, действительно в перекличках валторн, в тремоло струнных передаются звуки природы. Они сменяются ярким Allegro, где основное звучание поручено фортепиано, хотя здесь и отсутствует традиционная сольная каденция. Вторая часть (Andante sostenuto quasi adagio), решена композитором в духе философского размышления. Здесь композитор в определенной мере обращается к стилистике барокко, введя тему в характере пассакалии, преобразующейся при последующих проведениях. Блестящий финал (Allegro con fuoco) написан композитором в сонатной форме с чертами рондо, где важную роль играет тема, напоминающая популярную итальянскую песню «Santa Lucia». Свой Концерт композитор посвятил известной французской пианистке, композитору и педагогу Мари Жаэль (1846–1925).
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин