28
октября
Среда
18:30
2020
Стоимость билетов:
150-300 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Самара, ул. Фрунзе, 141
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7(846)207-07-13 +7(846)207-07-14
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
в рамках фестиваля "Самарская осень"
I отделение

А. Вивальди (1678-1741)
Концерт для флейты с оркестром La notte соль минор RV439

Солистка – лауреат международных конкурсов
Мария Маркова (флейта)

Н. Паганини (1782-1840)
Концерт №1 для скрипки с оркестром ре мажор op.6
(каденция Э. Соре)

Солистка – лауреат международных конкурсов
Арсения Сибилёва (скрипка)
II отделение

П. Чайковский (1863-1945)
Концерт №1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор op.23

Солист
Семён Марков (фортепиано)

Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии

Художественный руководитель - Народный артист России Михаил Щербаков

Дирижер – Народный артист России Михаил Щербаков

IN ENGLISH

О программе концерта

Антонио Лучо Вивальди — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер, известен в мире музыки, как крупнейший мастер ансамблево-оркестрового концерта, получившего название «кончерто гроссо», а также как автор около 40 опер. В полной мере искусство А. Вивальди было открыто лишь в ХХ веке, хотя его влияние на европейскую музыку, в частности, в жанрах концерта и сонаты, испытали многие музыканты, в том числе – великий И.С. Бах. По словам исследователей, «Бах был величайшим почитателем Вивальди и вероятно единственным, кто в то время смог понять все величие гения этого музыканта». А. Вивальди был одним из первых композиторов своего времени, кто подчеркивал в своих сочинениях богатые человеческие эмоции, безудержные страсти. Инструментальные концерты композитор создавал для солиста и струнного оркестра, безгранично расширив его выразительные технико-колористические возможности. Он часто вводил программные заголовки, направляя внимание слушателей и определяя круг выразительных средств для передачи образного строя.
Флейтовые сочинения А. Вивальди многочисленны, они включают концерты, сонаты, программные пьесы. Концерт для флейты с оркестром “La notte” («Ночь») соль минор RV439, созданный в 1720-е годы, входит в цикл Шести концертов для флейты ор. 10 как № 2. Такое же название La notte получили в творчестве А. Вивальди еще два концерта (соль минор RV104, куда, наряду с флейтой, включен еще фагот) и си бемоль мажор RV501 для фагота), но их популярность гораздо ниже Концерта RV439. Однако, особенности этих сочинений принимались во внимание музыкантами разных эпох, которые создавали обработки Концерта соль минор RV439 и использовали при этом материал других сочинений. Известный канадский музыкант ХХ века Мишель Рондо (род. в 1948 году) создал аранжировку шестичастного концертного цикла А. Вивальди, усилив в нем программное начало. Быструю вторую часть он назвал “Fantasmi” («Призраки»), а медленную пятую“Il sonno” («Сон»), привнеся в авторскую версию Концерта соль минор RV439 дополнительные нюансы.
 
Искусство Никколо Паганини – крупнейшего итальянского скрипача и композитора, выдающегося виртуоза, одного из основоположников романтического исполнительского стиля – сохраняет свое значение и в настоящее время. Феноменальная скрипичная техника, «демонический» темперамент, яркая виртуозность исполнения еще при жизни музыканта породили легенды о сверхъестественной силе, питавшей его искусство. Эти качества в полной мере проявили себя в созданных композитором произведениях, в том числе написанных для скрипки концертах, концертных пьесах, 24 каприсах, циклах вариаций и др. Ференц Лист писал о Паганини: «Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников»Первый концерт для скрипки с оркестром был создан Паганини в 1816 году, он до сих пор остается одним из самых исполняемых сочинений. Для своего произведения композитор избирает классическую трехчастную форму (I. Allegro maestoso. II. Adagio. III. Rondo. Allegro spirituoso), наполняя его новым романтическим содержанием. Подчеркнуто экспрессивный стиль, контрастность образов, блестящие каденции, противопоставление солирующего инструмента и оркестра – все эти отличительные черты позволяют говорить о скрипичном концерте, как одном из самых значительных сочинений данного жанра в мировом репертуаре. Многие виртуозы создавали каденции к этому сочинения, в их числе – французский скрипач и композитор Э. Соре (1852–1920), введший собственную каденцию к первой части Концерта.
 
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского си-бемоль минор (1875) безоговорочно может быть отнесен к числу самых исполняемых в мировой музыкальной практике сочинений. Сейчас даже трудно себе представить, что в свое время он вызвал непонимание со стороны Н.Г. Рубинштейна, которому собирался посвятить новое произведение Чайковский и который объявил концерт «непригодным для исполнения». Первым исполнителем Концерта (это произошло в США, в Бостоне) стал Ганс фон Бюлов — выдающийся немецкий пианист, ученик Ф. Листа, которому и посвящено сочинение. В России же первым исполнителем Концерта был С.И. Танеев. В одном из писем он назвал сочинение первым русским фортепианным концертом.
В своем сочинении Чайковский использовал несколько народных тем, в том числе украинских. В первой части Концерта (Allegro non troppo e molto maestoso) в главную партию он ввел напев лирников, который слышал на Украине. Финал Концерта (Allegro con fuoco) композитор построил также на украинской плясовой песне «Выйди, выйди, Иваньку». По воспоминаниям брата Модеста Ильича Чайковского, во вторую часть Концерта (Andantino semplice. Prestissimo. Tempo primo) композитор ввел французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.
Сочинение Чайковского принадлежит к числу самых светлых и самых торжественных среди всех фортепианных концертов. Открывающие первую часть Концерта мощные аккорды, яркая гимническая тема, звучащие и у оркестра, и у солиста, создают тот особый, приподнятый характер, который сохраняется на протяжении всей части, оттеняясь другими темами. Вторая (медленная) часть привносит лирический нюанс, возникающий благодаря теме, напоминающей колыбельную. Финал Чайковский традиционно решает как картину всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий, логично венчающий Концерт.

Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин