04
октября
Пятница
19:00
2013
Стоимость билетов:
800-1000 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

А. Йоргенсен (р.1924) Романс
М. Мусоргский (1839-1881) Картинки с выставки (переложение для тромбона и фортепиано Р. Зауэра)
Прогулка
1.Гном, Прогулка
2. Старый замок, Прогулка
3.Тюильрийский сад (ссора детей после игры)
4.Быдло, Прогулка
5. Балет невылупившихся птенцов
6. Два еврея богатый и бедный, Прогулка
7. Лимож, рынок
8. Катакомбы (римская гробница); С мёртвыми на мёртвом языке
9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
10. Богатырские ворота (во стольном граде во Киеве).

Исполняет – Профессор Джульярдской школы
Джозеф Алесси (тромбон)
II отделение

Н. Рота (1911-1979) Концерт для тромбона с оркестром (переложение для тромбона и фортепиано)
Allegro giusto - Lento, ben ritmato - Allegro moderato
Дж. Гершвин (1898-1937) Три прелюдии для фортепиано (переложение для тромбона и фортепиано Р.Зауэра)
I. Allegro ben Ritmato e Deciso
II Andante con moto (Blue Lullaby)
III. Agitato
С. Шулек (1914-1986) Соната для тромбона и фортепиано «Vox Gabrieli» («Глас архангела Гавриила»)

О программе концерта

Аксель Йоргенсен (иногда его указывают как Боруп-Йоргенсен) (род. в 1924 году) — известный современный датский композитор, выпускник Копенгагенской консерватории. Его музыка несет на себе следы значительного влияния крупнейших композиторов ХХ века Д. Лигети и К. Штокхаузена, что не мешает ей сохранять характерные для северо–европейской музыки стремление к пейзажности, к передаче разнообразных зарисовок природы, состояний глубокой лирики и возвышенного размышления. К таковым относится и небольшая концертная пьеса «Романс», привлекающая особой теплотой и мягкостью звучания.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан Модестом Петровичем Мусоргским в 1874 году в память о друге, архитекторе и художнике Викторе Гартмане. Цикл построен композитором как программная сюита из 10 пьес, перемежающихся интермедиями. В ней сочетаются картинки из реальной жизни и сказочной фантастики с образами из далекого прошлого. Каждой пьесе Мусоргский дает название и все пьесы связывает между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей переход от картины к картине. Такое построение сюиты - единственное в классической музыке. В концерте цикл прозвучит в переложении для тромбона Ральфа Зауэра, солиста Филармонии Лос-Анжелеса.
Прогулка. Тема из этой пьесы, близкая по характеру русским народным напевам, проводится на протяжении сюиты несколько раз. В ней Мусоргский словно изобразил самого себя, переходящего от картины к картине. Он писал В.В. Стасову: «Моя физиономия в интермедиях видна».
1. Гном. На рисунке Гартмана была нарисована елочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Этот характер и передает композитор своей музыкой.
2. Старый замок. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней.
3. Тюильрийский сад (ссора детей после игры. Стасов писал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек».
4. Быдло. В письме к Стасову Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydlo» (польск. «Сандомирский скот»). Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колесах, запряженную волами.
5. Балет невылупившихся птенцов. Прототипом пьесы послужили эскизы В. Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби», поставленного выдающимся хореографом М. Петипа в 1871 году.
6. «Самуэль» Гольденберг и «Шмуйле». Гартман когда-то подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир», сделанных в 1868 году в Сандомире и которые композитор тоже включил в свою галерею. В изданиях сейчас пьеса обычно называется «Два еврея, богатый и бедный».
7. Лимож, рынок. (Большая новость). В нотной рукописи этой пьесы Мусоргский первоначально сделал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни можно было услышать на рынке.
8. Катакомбы (римская гробница). На картине Гартман изобразил себя с другом и проводника с фонарем в руке в римских катакомбах в Париже.
С мертвыми на мертвом языке. Из «Катакомб» появляется минорная вариация «Прогулки», в которой автор словно разговаривает с духом Гартмана.
9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Но Мусоргский изобразил контрастный образ Бабы-Яги. Он создал мощную драматическую картину «нечистой силы».
10. Богатырские ворота (во стольном граде во Киеве). Эта часть сюиты посвящена эскизу Гартмана, выполненному к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Пьеса служит финалом цикла – яркой, мощной картиной народного торжества.
Степан (Стьепан) Шулек (1914-1986) — один из самых известных хорватских композиторов, сделавший национальную музыку достоянием европейского искусства. Выпускник Национальной музыкальной академии в Загребе по классу скрипки, он вскоре приобрел известность не только как участник струнного квартета, но также как дирижер и композитор. Его перу принадлежат сочинения разных жанров — две оперы, восемь симфоний целый ряд инструментальных сочинений, где ярко проявились неоклассицистские черты. Соната для тромбона «Vox Gabrieli» («Глас архангела Гавриила») была написана Шулеком для Международной ассоциации тромбонистов в 1973 году и посвящена одному из наиболее известных тромбонистов американцу Вильяму Крамеру. Соната, образно связанная со знаменитым библейским сюжетом, решена композитором как выразительная одночастная композиция, с яркой мелодикой и насыщенной гармонией. Она сразу завоевала признание у исполнителей и слушателей, здесь композитор сумел добиться сбалансированного звучания инструментов, предоставив тромбону возможность раскрыть свои технические и художественные возможности.
Во всех произведениях американского композитора Джорджа Гершвина (1898—1937) джаз с его неповторимым ритмом и интонациями играет первостепенную роль. Композитор уже в юности проникся особой музыкальной атмосферой афро-американских кабаков Гарлема, осознав ее непреходящую ценность и огромный потенциал, она с удивительной творческой силой наполняет оперы Гершвина, в том числе «Порги и Бесс», его «Рапсодию в стиле блюз», многие другие сочинения. Джазовыми интонациями проникнуты и Три прелюдии для фортепиано (1926), многочисленные инструментальные переложения которых в каждом случае придают пьесам особый колорит.
Имя итальянского композитора Нино Рота (1911—1979) в сознании большинства слушателей связывается с его музыкой к кинофильмам. Рота выступил автором музыки ко многим творениям Ф. Феллини, но особую известность ему принесла музыка к кинофильму «Крёстный отец» Ф. Копполы. Однако профессиональным музыкантам хорошо известны сочинения Рота в академических жанрах, среди которых — оперы (например «Торквемада»), балеты (например, «Amor di poeta», специально написанный для Мориса Бежара), очень много оркестровых и инструментальных сочинений. Концерт для тромбона с оркестром был создан в 1966 году и представляет композитора уже в ином облике. Рота открывается здесь как яркий представитель неоромантического искусства: он, с одной стороны, продолжает традиции романтизма, создавая яркое, темпераментное сочинение, раскрывающее образ сомневающегося и мятущегося героя, и одновременно привносит в него зримую образность кинематографа. Три части Концерта, построенные по классическому принципу (Allegro giusto - Lento, ben ritmato, maestoso - Allegro moderato) с активными крайними частями и выразительной, певучей средней частью, дают возможность бесспорно лидирующему в произведении тромбону продемонстрировать его богатейшие возможности.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Джозеф Алесси